Новые пьесы о главном

Для чего проводятся конкурсы среди драматургов?

Для чего проводятся конкурсы среди драматургов? Чтобы одаренные люди, несущие новизну мироощущения и художественного языка, не остались не замеченными профессиональным репертуарным театром.


Для решения этой задачи существует немало российских фестивалей: подмосковная “Любимовка”, учрежденная пятнадцать лет назад, в Екатеринбурге действует “Евразия”, в Тольятти ежегодно проходят “Майские чтения”. Получили известность “Сибальтера (Новый Стиль)”, “Премьера. txt”, а также тематические конкурсы, которые проводит Фонд развития и поощрения драматургии вместе с редакцией журнала “Современная драматургия”. Следует отметить, что искатели российских талантов в неутомимом забрасывании “невода” опираются больше на энтузиазм, чем на должную поддержку государства. В отличие от них организаторы конкурса “Новая татарская пьеса”, учрежденного в 2003 году Татарским академическим театром им. Г. Камала, опираются на материальную поддержку генерального спонсора – “Татэнерго”, благодаря которому татарстанский конкурс драматургов нынче проводится уже в третий раз. А в составе его учредителей появились Министерство культуры и Союз писателей республики.


27 марта, в Международный день театра, на сцене ТГАТ были озвучены имена очередных победителей.


На первый взгляд может показаться, что инициаторы “Новой татарской пьесы-2005” сузили поле творческого поиска, определив для соискателей номинации “Лучшая комедия” и “Лучшая музыкальная драма”. Однако следует учесть, что на татарской сцене комедия – самый популярный жанр, имеющий к тому же массу разновидностей. Это лирические и сатирические комедии, водевили, сказки, политические памфлеты и т.д. Причем это разнообразие дополнено традициями музыкальной драматургии, восходящими к татарским народным праздникам.


Однако, по мнению члена жюри конкурса театроведа Нияза Игламова, в этом году к значительным открытиям “Новая татарская пьеса” не привела, хотя среди участников конкурса сразу выделилась группа лидеров, людей, профессионально владеющих пером и законами драматургии. Тем большее сожаление, по мнению Н.Игламова, вызывает тот факт, что среди 62 пьес, представленных на конкурс, не нашлось ни одной, которая бы соответствовала канонам музыкальной комедии или драмы. Предполагаемые хоры, дуэты и арии чаще всего представляли собой интермедии, то есть вставные концертные номера, не всегда органично “вплетающиеся” в основную фабулу. В то же время театровед высоко оценил стихотворную пьесу-сказку Эсфира Ягудина “Повеление великого хана”, содержание которой вообще не предполагает песен и танцев. Но, по словам Н.Игламова, “пьеса поэтична, а следовательно, музыкальна”, и это мнение, надо думать, сыграло решающую роль в присуждении “Повелению…” второго места за “Лучшую музыкальную драму”. Третье место в этой номинации досталось пьесе Флеры Тархановой “Любовные мучения, или Не покидай меня” – о студентах педагогического училища. Первой премии удостоился драматург, выступивший под псевдонимом “Желтая птица” (напомним, “Новая татарская пьеса” – конкурс достаточно строгий, члены жюри до последнего не знают, кто скрывается под тем или иным псевдонимом: маститый драматург или начинающий автор). Для всех осталось загадкой, почему победитель не появился на сцене, чтобы сорвать аплодисменты и получить из рук ведущего церемонии денежный приз в конверте. Но одного названия “Легионер” было достаточно, чтобы предположить, что в очередной раз победило эпическое полотно, подобное “Немой кукушке” Зульфата Хакима.


Объявление победителей в номинации “Лучшая комедия” также не обошлось без сюрпризов. После того как было озвучено никому не известное женское имя, на сцену и вправду поднялась девушка в сопровождении… светила татарской драматургии Туфана Миннуллина. Оказалось, что пьеса “Ты меня видишь?”, завоевавшая третье место, принадлежит именно его перу, а чужим и к тому же женским именем он воспользовался для большей беспристрастности оценки жюри. Быстро промелькнуло вручение второй премии Зулейхе Мингазовой за комедию “Огородные пугала”. После чего вновь последовал триумф Туфана Абдулловича: первое место за грустную комедию “Шесть девок – один жених”.


“Спасибо жюри, спасибо мне!” – сказал драматург, засовывая в карман еще один конверт. (Таким же тоном произносит свое знаменитое “Знай наших!” телеведущий Куранов.)


Конкурс “Новая татарская пьеса” предполагает также вручение поощрительных призов. В этом году их удостоились Ильгиз Зайниев, Хабир Ибрагимов, Эльмира Шарифуллина и некто под псевдонимом “Неудобный человек”, который также не выразил желания вкусить заслуженные почести в свете рампы.


Как и в предыдущие годы, пьесы-победители будут изданы отдельным сборником. В него войдут также произведения, новизна и бурлескные формы которых были отмечены на этапе предварительного обсуждения, но затем отодвинуты на второй план в силу возобладавшего умеренного консерватизма. Театралам известно, что по итогам первого конкурса два года назад был издан двухтомник, в который вошло 14 произведений. А на днях увидел свет новый сборник с пьесами молодых авторов, победивших в конкурсе 2004 года (в нем участвовали лица не старше 35 лет). Все три книги доктор искусствоведения М. Г. Арсланов представил со сцены, пообещав в скором времени создание целой библиотеки современной татарской пьесы.


Несмотря на столь оптимистические прогнозы, театровед Айгуль Габяши считает, что поводов для “головокружения от успехов” пока нет. В этом она солидарна с коллегой, чье мнение здесь уже приводилось. К сожалению, конкурс не выявил пьесы, в которой бы свежесть, новизна темы соединялись с выразительным совершенством формы. Тревожит и сужение диапазона, в котором развивается комедийный жанр: это либо эксплуатация заезженной темы про “любовь-морковь”, либо тактика мелких уколов в отношении пороков, имеющих в комедиографии давнюю прописку, как-то: взяточничество, обжорство и проч.


Между тем на российских фестивалях и драматургических конкурсах постоянно звучат призывы уделять больше внимания узловым проблемам современности. В частности, широкое хождение имеет словосочетание “социальный позитив”, провоцирующее появление пьес, где ведется поиск героя нашего времени, стремящегося позитивно жить в современном мире. Это сильный человек, но не разрушитель. Он не жаждет быть пупом земли и в то же время не считает себя маленьким и забитым. Иными словами, герой нашего времени – это в одном лице трезвый прагматик и романтик внутренней свободы.


“Новая татарская пьеса”, взаимодействуя с аналогичными конкурсами, могла бы не только расширить диапазон творческого поиска, но и позаимствовать некоторые организационные формы. Так, например, в финальной части авторы могли бы сами представлять свои произведения в виде публичных читок или срепетированных показов.


Галина ЗАЙНУЛЛИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще