В рамках празднования 40-летия бардовского движения в Казани и традиционного мартовского фестиваля “Песня, гитара и я” в клубе самодеятельной песни “Перекресток” прошел творческий вечер автора-исполнителя Алексея Хураськина.
Что такое авторская песня? Есть разные мнения на этот счет. К примеру, Алексей Хураськин считает, что бардами не становятся специально, это просто люди, которые живут интересной жизнью и пытаются рассказать о ней другим… Что до интересной жизни, то Алексею действительно есть чем поделиться со слушателями. Он и турист со стажем, и заядлый рыбак, и подводный охотник, и мотоциклист, и поэт. И вместе с тем он самый обычный 27-летний парень, каких много. Окончил финансово-экономический институт, работает менеджером по продажам. Но послушаешь его незамысловатые песни, сочиненные в дорогах и пропахшие дымом походных костров, и невольно проникаешься уважением к человеку, умеющему ценить краткие мгновения душевной гармонии, которые открывают нам глаза на красоту окружающего мира.
Приятно удивило и необычное оформление сцены: искусственные деревья и пеньки, всамделишная палатка и висящий над “кострищем” походный чайник… “Жизнь – дорога с бесконечной полосой разгона. Не бывает плохих и хороших дорог! Дорога – состояние души, пейзажи, линия на карте… У каждого она своя. Нужно уважать дорогу!”
Еще школьником он увлекся пешеходным туризмом. Участвовал в соревнованиях, в том числе и в знаменитом Юшутском сплаве. В тесноте поезда Казань – Йошкар-Ола надо было ехать 3-4 часа: “из окон торчали руки, ноги, байдарки…”. Местные жители теперь зарабатывают на туристах, подвозя их до начала маршрута, а раньше ходили туристы пешком, несли байдарки и рюкзаки с консервами и палатками на себе. Любовь к лесным тропам чревата не только новыми впечатлениями, песнями, но и встречей с энцефалитными клещами. Кстати сказать, о вредных кровососущих у Алексея тоже сложена веселая песенка.
Часто бывает Хураськин в Займище, в бивачке под названием “Сахара” (по причине отсутствия рядом воды). Как-то туда же приехала директор школы, которую окончил Алексей. Ей предложили чаю, но директор, увидев немытые кружки, вежливо отказалась… Превратилась в туристскую байку и история о том, как в палатке была устроена баня с единственной бутылкой воды на четверых.
“Всех нас этот старый бивак все равно
Будет дома тоскою встречать…”
С тех пор как Алексей впервые съездил на “Айшу”, он стал постоянным участником фестивалей авторской песни. Кроме гитары, он освоил губную гармошку и теперь может играть одновременно на двух инструментах. Со школьной скамьи Алексей верен и своим поэтическим пристрастиям. У него два любимых поэта – Есенин и Высоцкий. Если первый стремился к слиянию с природой, то второй яростно боролся с природными стихиями. И все-таки с годами Алексею становится ближе мировосприятие Есенина. “Иногда стоишь на берегу речки, вдали от цивилизации, и думаешь: может, лет триста назад кто-то так же вот стоял и любовался… Река хранит свою тайну, и я тоже пытаюсь ее разгадать. Правда, все чаще под водой”. Подводной охотой он увлекся сравнительно недавно. В первый раз спустился с другом. Вода была холодная, и у них губы посинели, “как подошвы ботинка”. “Обидно за современную молодежь, – вздыхает Алексей. – На природу едут, чтобы напиться и наесться до отвала шашлыков…”
Лишь в одном я не могу с ним согласиться – в том, что “жанр авторской песни угасает”. Думаю, и после нас будут петь и слушать –
“Про горы, озера и реки,
Шальную погоду
и ветер ночной,
Про жизнь, про любовь
и про вечность,
Про нас и про вас
еще тысячу раз!”
Екатерина МАЛЫШЕВА.
Студентка КГУ.