Рубежные даты Идмаса Утяганова

Удивительная судьба у кинорежиссера Идмаса Хамитовича Утяганова, которому исполнилось в эти дни 75 лет.

Удивительная судьба у кинорежиссера Идмаса Хамитовича Утяганова, которому исполнилось в эти дни 75 лет.


Его дед со стороны отца был владельцем известной фирмы в Казани “Торговый дом братьев Утягановых”, торговавшей по всей России. Второй дед тяготел к культуре, имел собственную ложу в городском театре. Неудивительно, что к театру приобщился и сын его, отец Идмаса. Сначала был он суфлером, затем как режиссер занимался с актерами. Память маленького Идмаса сохранила, как его отец “вводил в спектакль” легендарную Фатиму Ильскую…


Его мама, Бибинур Ситдикова, была администратором творческих организаций – цирка, филармонии, театра. Необычное имя дали своему сыну родители: Идмас расшифровывается как искусство для масс!


С детства Идмас видел в своем доме актеров татарского театра, Салиха Сайдашева, драматургов… Тази Гиззат, живший по соседству, всегда здоровался с ним, мальчишкой, как со взрослым человеком… Эти встречи навсегда остались в памяти, заложили ростки национального самосознания, которые впоследствии дали свои плоды.


В смутные времена 30-х годов дедушка, спасаясь от угрозы политических преследований, уехал в Самарканд, а бабушку забрали в тюрьму… Отца репрессировали в 1941-м, он умер в астраханской колонии…


Так мальчик остался с мамой. Но у него был, по словам самого Идмаса Хамитовича, очень хороший дядя – народный артист РСФСР Камал Салахутдинов (Камал III), который исполнял главные роли в пьесах Шиллера, Шекспира, Чехова. Собственно, Идмас и воспитывался в семье дяди.


В годы войны началась другая, взрослая жизнь. После четырехлетней начальной школы пришлось записаться в ремесленное училище, чтобы выучиться на столяра. Три года проучился, но на завод №22 его не взяли, поскольку не исполнилось еще шестнадцати. Работать Идмас начал одновременно с учебой в ремесленном – шла война, и тогдашней нормой для подростка было сделать за смену один ящик для патронов. После войны завербовался на строительство Волго-Донского канала…


В Казань возвратился в 1958 году и сразу же направился в Республиканский передвижной театр, куда был принят. Играл небольшие роли и был помощником режиссера Кафиши Тумашевой.


Пройдя большой конкурс, поступил в ГИТИС на театроведческий факультет. Дипломную работу посвятил творчеству актера и режиссера Мухтара Мутина, которого видел и знал с детства. Репрессированный необоснованно, Мутин не был еще тогда реабилитирован. Диплом был с блеском защищен, Утяганова оставляли в аспирантуре, но он вернулся в Казань.


Здесь только что открылась студия телевидения. И вот с 1960 года его судьба, после того как окончил режиссерские курсы в Ленинграде, неразрывно связана с нею. Работал в редакциях пропаганды и сельского хозяйства, детской редакции и промышленности, в “Новостях”…


И были фильмы! Свой первый телевизионный фильм о Муллануре Вахитове Утяганов назвал “Рассказ о народном комиссаре”. Снимал он его на Казанской студии кинохроники с кинооператором Валерием Николаевым, “своим первым проводником в мире кино”. Это было в 1966 году, а значит, нынче это уже второй для Утяганова юбилей – 40 лет работы на Казанской студии кинохроники.


Второй фильм на историческом материале был посвящен Хусаину Ямашеву (1967г.). Затем был фильм “Советский Татарстан”, посвященный 50-летию республики, где впервые на экране о татарской нации говорилось начиная с булгарских времен. Для того времени это был настоящий прорыв в национальном кино.


Затем было много других фильмов, в том числе лента “История татарского театра” (1976), посвященная 70-летию национального театра.


В ту пору Идмас Хамитович работал на Казанской студии кинохроники и студии телевидения параллельно. Сам Утяганов вспоминает это время так: “Спокойной жизни не было – постоянная напряженка. Но работа, если она по душе, – это как мед для человека. Когда любишь работу, никогда не устаешь”.


Если раньше приходилось часто пользоваться эзоповым языком, то с перестройкой наступило время откровения. Так появились следующие утягановские фильмы-исповеди “Галимджан Ибрагимов” (1987) и “Кто же я?” (1996) о Султан-Галиеве, имя которого в советское время было вычеркнуто из истории. Утяганов сделал жесткий, драматический фильм, в котором как бы из прошлого задаются актуальные для сегодняшнего дня вопросы.


Диапазон режиссерских работ Утяганова широк. Он снимает 12-серийный татарский мюзикл “Мрау Батыр”, где от начала до конца шесть часов звучит музыка Рашида Абдуллина, и ни одного слова. Этот замысел Утяганов вынашивал десять лет. Фабула мюзикла была построена на поэме татарского драматурга Наки Исанбета.


С 1991 года Утяганов официально на пенсии, но работать не перестал. И здесь получается, таким образом, еще одна круглая дата – пятнадцать лет активной работы, будучи на пенсии!


Он делает трехсерийный фильм “Азат мерген” (“Свободный охотник”), где повествование начинается с добулгарских времен. К 50-летию Победы кинорежиссер снял двухсерийный фильм о тринадцати Героях Советского Союза – через них, их судьбу показал войну и участие в ней татарстанцев. С душой сделал трехчасовой фильм “Монсара” (1996) – о великой певице и композиторе Саре Садыковой, которая создала около четырехсот песен. Три года жизни были отданы телевизионному сериалу, состоящему из 40 фильмов под общим названием “Замандаш” (“Современник”) – о выдающихся деятелях Татарстана.


Сразу и не перечислить всего, что создано кинорежиссером Идмасом Утягановым. Только за последние годы им сняты фильмы: “Художник Ильдар Ханов”, “Композитор София Губайдулина”, “Академик Мансур Хасанов”, “Поэт Ренат Харис”, “Салих Сайдашев” и другие.


Всего режиссером Утягановым снято пять телевизионных сериалов, около шестидесяти телевизионных фильмов, около двадцати кинофильмов, более шестидесяти киножурналов “На Волге широкой” и “Татарстан”.


И тем не менее у него есть нереализованная мечта: “К 500-летию Мухамедьяра, великого нашего поэта, по его поэме хочется создать музыкальный фильм – оперу или мюзикл. И второе. Великий наш писатель Гаяз Исхаки, который был запрещен и о котором я услышал еще в 60-х годах. Совсем недавно мы начали знакомиться с его произведениями… Хотелось бы, чтобы и наши зрители познакомились с его творчеством…”


Хочется пожелать юбиляру исполнения и этих его замыслов.


Елена АЛЕКСЕЕВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще