16 января 2022

Рубежные даты Идмаса Утяганова

Опубликовано: 27.02.2006 0:00

Удивительная судьба у кинорежиссера Идмаса Хамитовича Утяганова, которому исполнилось в эти дни 75 лет.


Его дед со стороны отца был владельцем известной фирмы в Казани «Торговый дом братьев Утягановых», торговавшей по всей России. Второй дед тяготел к культуре, имел собственную ложу в городском театре. Неудивительно, что к театру приобщился и сын его, отец Идмаса. Сначала был он суфлером, затем как режиссер занимался с актерами. Память маленького Идмаса сохранила, как его отец «вводил в спектакль» легендарную Фатиму Ильскую…


Его мама, Бибинур Ситдикова, была администратором творческих организаций — цирка, филармонии, театра. Необычное имя дали своему сыну родители: Идмас расшифровывается как искусство для масс!


С детства Идмас видел в своем доме актеров татарского театра, Салиха Сайдашева, драматургов… Тази Гиззат, живший по соседству, всегда здоровался с ним, мальчишкой, как со взрослым человеком… Эти встречи навсегда остались в памяти, заложили ростки национального самосознания, которые впоследствии дали свои плоды.


В смутные времена 30-х годов дедушка, спасаясь от угрозы политических преследований, уехал в Самарканд, а бабушку забрали в тюрьму… Отца репрессировали в 1941-м, он умер в астраханской колонии…


Так мальчик остался с мамой. Но у него был, по словам самого Идмаса Хамитовича, очень хороший дядя — народный артист РСФСР Камал Салахутдинов (Камал III), который исполнял главные роли в пьесах Шиллера, Шекспира, Чехова. Собственно, Идмас и воспитывался в семье дяди.


В годы войны началась другая, взрослая жизнь. После четырехлетней начальной школы пришлось записаться в ремесленное училище, чтобы выучиться на столяра. Три года проучился, но на завод №22 его не взяли, поскольку не исполнилось еще шестнадцати. Работать Идмас начал одновременно с учебой в ремесленном — шла война, и тогдашней нормой для подростка было сделать за смену один ящик для патронов. После войны завербовался на строительство Волго-Донского канала…


В Казань возвратился в 1958 году и сразу же направился в Республиканский передвижной театр, куда был принят. Играл небольшие роли и был помощником режиссера Кафиши Тумашевой.


Пройдя большой конкурс, поступил в ГИТИС на театроведческий факультет. Дипломную работу посвятил творчеству актера и режиссера Мухтара Мутина, которого видел и знал с детства. Репрессированный необоснованно, Мутин не был еще тогда реабилитирован. Диплом был с блеском защищен, Утяганова оставляли в аспирантуре, но он вернулся в Казань.


Здесь только что открылась студия телевидения. И вот с 1960 года его судьба, после того как окончил режиссерские курсы в Ленинграде, неразрывно связана с нею. Работал в редакциях пропаганды и сельского хозяйства, детской редакции и промышленности, в «Новостях»…


И были фильмы! Свой первый телевизионный фильм о Муллануре Вахитове Утяганов назвал «Рассказ о народном комиссаре». Снимал он его на Казанской студии кинохроники с кинооператором Валерием Николаевым, «своим первым проводником в мире кино». Это было в 1966 году, а значит, нынче это уже второй для Утяганова юбилей — 40 лет работы на Казанской студии кинохроники.


Второй фильм на историческом материале был посвящен Хусаину Ямашеву (1967г.). Затем был фильм «Советский Татарстан», посвященный 50-летию республики, где впервые на экране о татарской нации говорилось начиная с булгарских времен. Для того времени это был настоящий прорыв в национальном кино.


Затем было много других фильмов, в том числе лента «История татарского театра» (1976), посвященная 70-летию национального театра.


В ту пору Идмас Хамитович работал на Казанской студии кинохроники и студии телевидения параллельно. Сам Утяганов вспоминает это время так: «Спокойной жизни не было — постоянная напряженка. Но работа, если она по душе, — это как мед для человека. Когда любишь работу, никогда не устаешь».


Если раньше приходилось часто пользоваться эзоповым языком, то с перестройкой наступило время откровения. Так появились следующие утягановские фильмы-исповеди «Галимджан Ибрагимов» (1987) и «Кто же я?» (1996) о Султан-Галиеве, имя которого в советское время было вычеркнуто из истории. Утяганов сделал жесткий, драматический фильм, в котором как бы из прошлого задаются актуальные для сегодняшнего дня вопросы.


Диапазон режиссерских работ Утяганова широк. Он снимает 12-серийный татарский мюзикл «Мрау Батыр», где от начала до конца шесть часов звучит музыка Рашида Абдуллина, и ни одного слова. Этот замысел Утяганов вынашивал десять лет. Фабула мюзикла была построена на поэме татарского драматурга Наки Исанбета.


С 1991 года Утяганов официально на пенсии, но работать не перестал. И здесь получается, таким образом, еще одна круглая дата — пятнадцать лет активной работы, будучи на пенсии!


Он делает трехсерийный фильм «Азат мерген» («Свободный охотник»), где повествование начинается с добулгарских времен. К 50-летию Победы кинорежиссер снял двухсерийный фильм о тринадцати Героях Советского Союза — через них, их судьбу показал войну и участие в ней татарстанцев. С душой сделал трехчасовой фильм «Монсара» (1996) — о великой певице и композиторе Саре Садыковой, которая создала около четырехсот песен. Три года жизни были отданы телевизионному сериалу, состоящему из 40 фильмов под общим названием «Замандаш» («Современник») — о выдающихся деятелях Татарстана.


Сразу и не перечислить всего, что создано кинорежиссером Идмасом Утягановым. Только за последние годы им сняты фильмы: «Художник Ильдар Ханов», «Композитор София Губайдулина», «Академик Мансур Хасанов», «Поэт Ренат Харис», «Салих Сайдашев» и другие.


Всего режиссером Утягановым снято пять телевизионных сериалов, около шестидесяти телевизионных фильмов, около двадцати кинофильмов, более шестидесяти киножурналов «На Волге широкой» и «Татарстан».


И тем не менее у него есть нереализованная мечта: «К 500-летию Мухамедьяра, великого нашего поэта, по его поэме хочется создать музыкальный фильм — оперу или мюзикл. И второе. Великий наш писатель Гаяз Исхаки, который был запрещен и о котором я услышал еще в 60-х годах. Совсем недавно мы начали знакомиться с его произведениями… Хотелось бы, чтобы и наши зрители познакомились с его творчеством…»


Хочется пожелать юбиляру исполнения и этих его замыслов.


Елена АЛЕКСЕЕВА.

image_printРаспечатать

Выпуск: № 38-39 (25634)


Добавить комментарий

13.01.2022

Это будет просто и удобно

Татарстан вошёл в число лидеров среди российских регионов по количеству проданных билетов по «Пушкинской карте»

По состоянию на 29 декабря на портале «PRO.Культура.РФ» было зарегистрировано 243 татар­станские организации культуры и образования, участвующие в федеральной программе «Пушкинская карта».

3420
10.01.2022

Портрет души художника

В селе Черки-Кильдуразы Буинского района открылся музей известного татарстанского живописца и художника-монументалиста Шамиля Нигматуллина.

7090
10.01.2022

С чего начинается школьный музей

В Национальном музее РТ наградили участников и победителей первого в Татарстане онлайн-марафона для школьников «Создай свой музей».

6670
30.12.2021

В Татарстане создадут кинокластер

«Татаркино» планирует создать электронный каталог фильмов, снятых за 100 лет существования татарстанского кинематографа

Уже со следующего года «Татаркино» начнёт работу по подготовке к столетию татарстанского кинематографа, которое будет отмечаться в феврале 2024 года.

11000
29.12.2021

Материк поэзии

Расцвет творчества Разиля Валеева приходится на период правления Брежнева, называемый эпохой «обессиленного тоталитаризма».

15020

Мнение

Лейла ФАЗЛЕЕВА, заместитель Премьер-министра РТ:


Мы ждём практически четырёхкратного увеличения заболеваемости, связанного с тем, что грядёт штамм «омикрон». В этой связи к нам в оперштаб часто обращаются с вопросом: зачем мы вакцинировались, если болезнь всё равно приходит? Это очевидно: потому что переносится она намного легче и без последствий.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров