24 сентября 2021

Мои встречи с Александром Ключаревым

Опубликовано: 23.02.2006 0:00

В эти дни исполняется 100 лет со дня рождения Александра Сергеевича Ключарева, талантливого русского композитора, более сорока своих лет посвятившего развитию музыкальной культуры татарского народа. Им созданы произведения в самых различных жанрах и формах — от обработок народных песен до оперы, балета и симфонии. Его музыка прочно вошла в репертуар певцов, музыкантов, хоровых коллективов и оркестров нашей республики.


Питая глубокую любовь к народной музыке, Александр Ключарев на протяжении всей своей жизни изучал татарский фольклор. В 1941 году он, совместно с композитором Ю.Виноградовым и поэтом М.Садри, издал первый сборник татарских народных песен. Второй вышел в 1955 году. В них вошло около 400 народных песен и инструментальных наигрышей. Этим нотным материалом поныне пользуются композиторы, певцы, музыканты.


Перу А.С.Ключарева принадлежит много песен, очень мелодичных и оптимистичных. Это и «Родина моя — Татарстан» на стихи Г.Зайнашевой, мелодия которой стала позывными татарского радио, и широко известные песни «Волжские волны» на стихи М.Хусаина, «Весенняя песня» на стихи М.Садри и многие другие. За песенное творчество А.С.Ключареву в 1970 году была присуждена Государственная премия РТ имени Г.Тукая.


Будучи прекрасным пианистом, Александр Сергеевич был великолепным исполнителем своих фортепианных произведений, чутким концертмейстером. Огромным успехом у слушателей пользовались виртуозные импровизации на темы татарских народных песен в исполнении Александра Ключарева и скрипача-композитора Загида Хабибуллина. Этот неподражаемый дуэт двух выдающихся музыкантов, великолепно владевших вариационными приемами развития народных песен, всегда вызывал бурю восхищенных оваций и ликование у слушательской аудитории. К счастью, сохранились аудио- и видеозаписи этих выступлений.


Созданные Ключаревым многочисленные хоровые обработки татарских и башкирских народных песен по уровню композиторского мастерства и глубине постижения татарской музыки и по сей день являются эталоном для многочисленных последователей композитора в этом жанре. Это и «Зэлхижа», и «Аллюки», и «Кара урман»… Музыка Александра Ключарева является золотым фондом прославленного Ансамбля песни и танца Республики Татарстан.


В нашей семье имя Ключарева пользовалось огромным уважением. Мой отец, Ахметзия Хайрутдинов, будучи по профессии педагогом-хормейстером, вместе со своими хорами был постоянным участником республиканских фестивалей хоровых коллективов, где зачастую председателем жюри являлся Ключарев. Сотрудничали они и в Хоровом обществе республики, где Александр Сергеевич долгие годы был членом правления, а мой отец в 1970-е годы возглавлял ревизионную комиссию.


О Ключареве отец всегда отзывался как о музыканте широчайшей эрудиции, всегда готовом прийти на помощь каждому, кто нуждается в его дружеском участии или совете. Александр Сергеевич доброжелательно относился к папиным песням, отмечая их искренность, яркую мелодичность, широкую распевность и современную интонацию. В 1970 году на республиканском конкурсе комсомольской песни, жюри которого возглавлял Ключарев, отцу была присуждена первая премия.


В нашем семейном фотоальбоме хранится много фотографий, на которых запечатлены различные события из богатой жизненными впечатлениями и интересными встречами биографии отца. Об одном таком событии я хочу рассказать.


Елабуга, 1 июня 1954 года. Справа налево в первом ряду сидят: литературовед Гази Кашшаф, композиторы С.Сайдашев, А.Ключарев, преподаватели Елабужского пединститута А.Хайрутдинов и К.Кашаев Передо мной несколько фотографий. Сделаны они 31 мая и 1 июня 1954 года в Елабуге. На снимках запечатлена встреча композиторов и писателей Татарстана со студентами и преподавателями Елабужского педагогического института. Событие для елабужан в те годы очень знаменательное, можно сказать, выдающееся.


Глядя на эти фотографии, я мысленно переношусь в пятидесятые годы, годы моего детства, когда наша семья жила в старинном купеческом городе Елабуге, который уютно расположился на правом крутом берегу Камы, посреди шишкинских лесов, бескрайних лугов и многочисленных, изумительной красоты, озер.


Педагогический институт был в те годы культурным центром Елабуги. На творческие встречи со студентами и преподавателями института постоянно приезжали писатели, композиторы и художники из Казани. Активное участие в организации и проведении таких встреч принимали елабужские музыканты: композитор Г.Сулейманов, руководитель оркестра народных инструментов Л.Вознесенский, педагог по баяну К.Кашаев и другие. Мои родители также всегда были участниками этих творческих встреч — отец со своим хором готовил концертные программы из произведений композиторов, приезжавших в Елабугу, а мама, обладая красивым голосом, на этих концертах пела.


На фотографиях полувековой давности — участники первой такой встречи: композиторы С.Сайдашев, А.Ключарев, Дж.Файзи, А.Бакиров, литературовед, автор первого очерка о жизни и творчестве поэта-героя М.Джалиля Гази Кашшаф, поэт А.Давыдов, ректор Елабужского пединститута Г.Аминев.


В тот памятный день 31 мая 1954 года на встречу с композиторами и писателями нас с братом родители не взяли: «Вы еще маленькие — вам там будет неинтересно». Но позже, в шестидесятые годы, когда я училась в музыкальной школе при Казанской консерватории, рассматривая фотографии, я расспрашивала родителей об этой встрече, и они очень подробно и живо рассказывали мне о ней.


…Долгожданные гости прибыли в Елабугу на колесном пароходе. Несмотря на пасмурный день, встречающих на пристани было много — студенты и преподаватели института, учащиеся библиотечного техникума и культурно-просветительского училища.


Вот, наконец, гости начали спускаться по трапу на елабужскую землю. И в это время на берегу грянул «Марш Красной Армии» С.Сайдашева в исполнении ансамбля баянистов. Гостей встречали бурными аплодисментами, восторженными возгласами и огромными букетами сирени (весна в том году выдалась прохладная, и сирень расцвела позднее обычного).


После дружеских приветствий гостей повезли знакомиться с Елабугой, в которой многие из них были впервые. Вначале состоялась встреча с руководством города в райкоме партии, потом гости побывали в местном краеведческом музее, где познакомились с историей города, с картинами И.Шишкина и рукописями Н.Дуровой.


А потом была незабываемая встреча в актовом зале института, украшенном душистыми ветками сирени и черемухи. Звучали народная музыка, песни любимых в народе композиторов, стихи татарских поэтов. Потом гости отвечали на многочисленные вопросы слушателей и делились своими творческими планами.


Ключарев рассказал, что работает над своей первой «Волжской» симфонией и благодаря впечатлениям, полученным в этой поездке по Волге и Каме, надеется в скором времени завершить это произведение. Он также сказал, что был бы счастлив, если б ему, подобно художнику Шишкину в живописи, удалось средствами музыки передать красоту Волги и воспеть дружбу народов, населяющих берега этой могучей и прекрасной реки.


На следующий день знакомство с Елабугой продолжилось. Гости побывали на предприятиях города, совершили увлекательную прогулку к таинственной башне, именуемой в народе «Чертово городище», и отдохнули на веселом пикнике — с песнями, танцами и хороводами в красивейшем предместье Елабуги — в Мальцевском лесу.


Впоследствии Ключарев, Дж.Файзи и А.Бакиров еще неоднократно были гостями елабужских любителей музыки, и только для Сайдашева, близкого друга Ключарева, эта поездка в Елабугу стала последней. В декабре 1954 года его не стало.


* * *


Сочинения А.С.Ключарева восхищали и продолжают восхищать меня мелодичностью, гармоническим богатством, стройностью формы, глубоким проникновением в татарскую музыку. В школьные и студенческие годы я с огромным удовольствием играла его фортепианные произведения «Шурале», «Токката», «Родные картины». Я старательно изучала его партитуры, хоровые и оркестровые, стремясь проникнуть в творческую лабораторию Мастера.


Наше знакомство с Александром Сергеевичем состоялось в декабре 1970 года в Уфе на пленуме Союза композиторов Башкирии. Тогда я училась на третьем курсе композиторского отделения Уфимского института искусств, и на пленуме прозвучали две народные песни татар-кряшен в моей обработке для голоса и фортепиано — протяжная «Если пойду в лес» и шуточная «Ай люли». И еще я исполнила свой цикл фортепианных миниатюр.


После концерта состоялось обсуждение. Выступление Ключарева по поводу сочинений композиторов-студентов произвело на меня неизгладимое впечатление. Говорил он кратко, емко и очень благожелательно. По поводу моих обработок кряшенских народных песен он сказал, что его радует обращение молодого композитора к малоизученному фольклору татар-кряшен. Он также отметил, что я стараюсь выстроить гармоничную линию исходя из ладовых особенностей песен.


После обсуждения я подошла к Александру Сергеевичу и поблагодарила его за добрые слова, а также за то, что несколькими месяцами ранее, на худсовете радио Татарстана, он положительно отозвался о моей детской песне «Радостное утро», и после этого она стала постоянно звучать в детских радиопередачах.


Я рассказала Александру Сергеевичу, что у нас дома, в Казани, хранятся фотографии, запечатлевшие приезд композиторов Татарстана, и его в том числе, в Елабугу в конце мая 1954 года. Ключарев оживился и сказал, что прекрасно помнит ту поездку, хранит в памяти самые приятные воспоминания о Елабуге, о радушии и гостеприимстве ее жителей.


…На концертах пленума я постоянно видела его в окружении башкирских композиторов и музыкантов. Действительно, с Уфой, с башкирской музыкой его связывало очень многое. После завершения Московской консерватории, с 1934 по 1937 год, до переезда в Казань, Ключарев работал в Уфе, возглавлял фольклорный сектор Башкирского научно-исследовательского института и музыкальную редакцию Башкирского радио. На протяжении всей своей жизни Александр Сергеевич изучал не только татарский, но и башкирский фольклор и создал на его основе ряд интересных симфонических произведений; в 1951 году в Башкирском театре оперы и балета с успехом был поставлен балет А.Ключарева «Горная быль», созданный на основе башкирских сказаний и музыкального фольклора.


25 февраля в БКЗ им.С.Сайдашева пройдет юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения композитора, о его жизни и творчестве снят фильм, музыковед З.Сайдашева готовит к изданию книгу воспоминаний об Александре Ключареве. Но достаточно ли этого? Все ли делается для пропаганды обширного творческого наследия композитора и увековечения его памяти?


Хочется надеяться, что в недалеком будущем будут переизданы песни А.С.Ключарева, его хоровые обработки татарских народных песен, фортепианная музыка; на доме, где он жил, будет установлена мемориальная доска с барельефом композитора, а его именем назовут одну из улиц Казани — города, в котором он родился, прожил большую часть своей жизни и которому посвятил всю свою сыновнюю любовь и огромный талант музыканта, композитора, общественного деятеля.


Луиза ХАЙРУТДИНОВА.
Композитор

image_printРаспечатать

Выпуск: № 36-37 (25632)


Добавить комментарий

23.09.2021

История с эффектом присутствия

Первого октября легендарным спектаклем «Голубая шаль» Татарский академический театр имени Г.Камала откроет новый, 116-й сезон

Перед началом пресс-конференции, посвящённой открытию нового сезона, журналистам подарили экскурсию по интерактивному мультимедийному комплексу истории татарского театра, который на днях примет первых посетителей.

2800
22.09.2021

В Чистополе ждут гостей со всей страны

К проведению вторых международных «Пастернаковских чтений» готовятся в эти дни сотрудники Чистопольского историко-архитектурного и литературного музея-заповедника.

4020
22.09.2021

Бестселлеры из Татарстана снова увидят в Москве

Таткнигоиздат представит более двухсот наименований книг на ярмарке в Москве/

4340
20.09.2021

В семье петровских музеев

Национальный музей Татарстана, единственный из нашей республики, вошёл в состав Ассамблеи петровских музеев.

4170
20.09.2021

Когда кинематограф только зарождался

Выставка «Пресинема», рассказывающая об истории кино и анимации XIX–XX веков, откроется 23 сентября в выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля.

5990

Мнение

Андрей МАКАРЕВИЧ, музыкант и лидер группы «Машина времени», постоянный участник «Аксёнов­-феста», в Казани:


Я бесконечно рад, что мы снова собрались, несмотря на преграды пандемии. Видно, что интерес у людей огромный. Здорово, что мы продолжаем выполнять пожелания Василия Аксёнова, ведь когда мы придумывали наш фестиваль, он хотел, чтобы он был именно таким – молодёжным, литературно­музыкальным.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    24 cентября

    Айрат Эдуардович Гатауллин (1982), полномочный представитель Татарстана в Турецкой Республике.

    Марат Рашитович Сафиуллин (1970), действительный член АН РТ, директор Центра перспективных экономических исследований при АН Татарстана, проректор Казанского федерального университета.

    Мария Андреевна Чупаева, заведующая отделом координации деятельности официального портала Татарстана Аппарата Президента РТ.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров