Возвращение русской амазонки

В музей-усадьбу Надежды Дуровой в Елабуге возвратилась хозяйка.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

В музей-усадьбу Надежды Дуровой в Елабуге возвратилась хозяйка. Подтянутая и строгая, женщина-воин будет встречать гостей в одном из залов музея.


Не пугайтесь, привидения тут ни при чем. Здесь потрудились специалисты петербургской фабрики восковых фигур. Идея принадлежала директору музея-заповедника Гульзаде Руденко, а воплотить ее помог глава Елабуги Ильшат Гафуров.


Во всей красе кавалерист-девица предстала на презентации: под марш Преображенского полка ее вывезли одетые в гусарскую форму участники военно-исторического клуба, и если бы не отсутствие кивера на восковой голове, то можно было бы поиграть в отгадывание, кто же из них слеплен из воска.


Наверное, такой она была, когда завершила военную карьеру. Ей исполнилось тогда 33, и сейчас на восковой фигуре форма штаб-ротмистра Литовского уланского полка – в этом звании Надежда Андреевна (или Александр Александров, как она себя именовала) ушла на покой. Серебряные эполеты, шнур, офицерский шарф из серебряного шитья – сшитый в столице костюм в точности повторяет тот, что носили уланы в начале XIX века. Долгое время он выставлялся в экспозиции музея-усадьбы вместе с формой двух других полков, в которых служила Дурова, – конно-польского и Мариупольского гусарского.


Она – женщина – прослужила в действующей армии 10 лет – случай в практике тех лет уникальный. Участвовала в Отечественной войне 1812 года, в том числе в битве при Бородино, во многих заграничных походах, была одним из ординарцев Кутузова, а Александр I пожаловал ей Георгиевский крест за спасение в бою офицера (когда ее “женский секрет” был раскрыт, она попала на аудиенцию к императору, где пообещала и впредь именоваться по-мужски за позволение остаться в армии). Долгие переходы, “прелести” суровой военной жизни… Первая женщина-офицер все снесла и даже после увольнения рвалась продолжить военную службу, но ее прошение не было удовлетворено.


У восковой Дуровой миловидные черты лица, изящные пальчики: изготовители постарались передать женственность кавалерист-девицы, хотя сама Надежда всегда носила мужское платье и не позволяла обращаться к себе как к женщине – известен случай, когда она гневно уничтожила письмо сына, в котором тот обращался к ней как к “матушке”. Создатели скульптуры основывались на различных изображениях Дуровой, дошедших до нас, вероятно, и на портретах петербургского периода ее жизни, ведь Надежда Андреевна провела в столице пять лет, рассказала заведующая музеем-усадьбой Фарида Валитова.


Появление Дуровой в Елабуге связано с назначением здешним городничим ее брата Василия. Ему она обязана и знакомству с Александром Пушкиным. Поэт познакомился с Василием на Кавказе, где тот лечился, и даже довез до Москвы в своей коляске. Василий много рассказывал Пушкину о сестре, о том, что она занялась литературной деятельностью, создав “Записки кавалерист-девицы”. Завязалась переписка, и Пушкин пишет в Елабугу: “Если автор “Записок” согласится поручить их мне, то с охотою берусь хлопотать об их издании. Если думает он их продать в рукописи, то пусть назначит сам им цену… За успех, кажется, можно ручаться. Судьба автора так любопытна, так известна и так таинственна, что разрешение загадки должно произвести сильное общее впечатление”.


Последовало приглашение в Петербург, где Дурова занялась изданием своих трудов, поддерживала связь с Пушкиным, бывала на его даче, в кругу семьи. Таким образом, литературная деятельность Дуровой сделала ее не менее известной, чем ратные подвиги.


Елабуга – единственное место, где осталось материальное наследие, непосредственно связанное с именем Дуровой. Ее родители жили в Сарапуле, но их дом сгорел в середине XIX века. В Елабуге же к 80-м годам прошлого века сохранилось 2/3 части дома, в котором жила Надежда Андреевна, от остального остался только фундамент, поэтому разобрали и то, что сохранилось, а на этом месте построили новый дом по рисункам из книги Александра Сакса, посещавшего Елабугу в 1901 году. Музей-усадьба заработал в 1993 году. В прошлом году экспозицию обновили, таким образом поддерживается интерес к ней. Новое приобретение, несомненно, привлечет даже тех, кто бывал здесь не раз. Восковую фигуру сотрудники музея надежно оберегают: свежее изделие может легко повредиться, ему нужна определенная температура хранения.


А глава Елабуги пообещал, что это не последняя восковая фигура в городе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще