Казань, Бах, XXI век…

На днях в Государственном Большом концертном зале им.

На днях в Государственном Большом концертном зале им.С.Сайдашева состоялся заключительный концерт международного фестиваля, посвященного 320-й годовщине со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.


Проходившие в течение двух месяцев под эгидой Федерального агентства по культуре и кинематографии и Министерства культуры РТ Международные дни музыки дали казанцам великолепную возможность слышать музыку Баха и других композиторов в исполнении признанных в России и мире мастеров. Среди них – Мишель Шапюи и Эльке Фелькнер, Дмитрий Зубов и Рубин Абдуллин, Ханяфи Чинакаев, Софья Гуляк и другие.


В заключение грандиозного музыкального проекта исполнялась “Рождественская оратория” И.С.Баха с участием хора и симфонического оркестра студентов Казанской государственной консерватории. За дирижерским пультом стоял маститый немецкий дирижер и органист маэстро Лео Кремер, уже знакомый казанской публике по предыдущим концертам. Партии солистов исполняли Ирина Горбунова (меццо-сопрано), лауреаты международных конкурсов Лилия Губайдуллина (сопрано) и Владимир Васильев (бас), Алексей Тихомиров (бас), а также специально приглашенный для исполнения партии Евангелиста тенор Андреас Вагнер (Германия).


“Рождественская оратория” звучала в Казани впервые, к тому же на языке оригинала. По установившейся традиции каждый вечер должна исполняться только одна из шести ее частей. Но, учитывая не культовый, а прежде всего концертный характер исполнения оратории, было решено познакомить слушателей с этим монументальным произведением в течение одного вечера.


Казань, Бах и XXI век… Эти три феномена – да простят меня читатели за смелость обобщений – казалось бы, не всегда могут быть совместимы. Но… Казань издавна славится высокой музыкальной культурой и слушателями, имеющими необычайно широкий спектр музыкальных предпочтений.


Если говорить о музыке Баха, то с момента ее создания и до сей поры она остается неподвластной времени и по-прежнему находит отклик у современных слушателей. Безусловно, представления и критерии, касающиеся оценки музыки Баха и композиторов его эпохи, с течением времени меняются. Однако необычайная глубина и разнообразие чувств, эмоциональная насыщенность и духовное богатство личности Баха, точность выражения переживаний и воплощения художественных намерений, свободное владение средствами музыкальной выразительности – все это делает его музыку понятной и волнующей для современного слушателя. И еще. Близость музыки старых мастеров ожиданиям слушателей XXI века наступает только в том случае, если исполнитель глубоко проникает в самую суть этой музыки, осмысливает и находит в ее содержании главное, существенное с точки зрения современников, а затем воплощает это содержание, реализуя собственный исполнительский замысел.


Как мне показалось, именно это в первую очередь волновало Лео Кремера, вышедшего к дирижерскому пульту не в традиционном черном фраке, а в сером пиджаке и светло-коричневых ботинках. Он постарался придать музыке своего гениального соотечественника больше свободы, выразительности и динамизма, нежели этого требовали бы традиции прошлого, решительно освобождая мир и дух музыки Баха от штампов и стилевых клише. Хор, оркестр и солисты были покорены мастерством и волей Лео Кремера, объединены величием художественного замысла. Зал по достоинству оценил огромное волнение, чрезвычайную ответственность и крайнюю мобилизацию всех сил, которые проявили участники исполнения этого грандиозного шедевра.


Исполнение “Рождественской оратории” явилось прекрасным завершением Международных дней музыки. Хор и оркестр Казанской консерватории, солисты и управлявший ими в течение почти трех часов Лео Кремер оставили незабываемые впечатления у слушателей, а овации публики и многочисленные “браво” явились наилучшей наградой исполнителям.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще