Алексей Баталов: Как артист я родился в Бугульме

Бугульминский русский драматический театр является одним из старейших в Закамье.


Бугульминский русский драматический театр является одним из старейших в Закамье. Официальная дата его образования – 1935 год. Вместе с тем архивные документы подтверждают наличие первой театральной труппы в Бугульме еще в 1899 году.


“…Бугульминский Уездный комитет на деньги, выделенные губернским комитетом попечительства и народной трезвости, приобрел за 1300 рублей и построил за один год Народный дом. В доме имелся театральный зал на 350 зрителей. В 1898 году в зале выступал, в основном, городской хор певчих, из 50-ти человек, регента Чернова. В январе-марте 1899 года все заботы комитета были сосредоточены на устройстве городского театра-чайной. Самарский губернатор выделил 1000 рублей на приобретение мебели, костюмов, реквизита. На протяжении года ставилось не менее 12 спектаклей, в том числе – “Ревизор” Н.Гоголя, опера “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) М.Глинки. При театре работала чайная, которая на лето переносилась в городской сад. Была сформирована театральная библиотека…” (Из справки Государственного архива Самарской области).


Значительными в истории Бугульминского государственного русского драматического театра стали периоды, связанные с деятельностью А.Струнина, П.Джапаридзе, Н.Ольшевской.


Нина Антоновна Ольшевская – актриса театра Красной Армии, ученица К.С.Станиславского и мать народного артиста СССР А.В.Баталова – возглавила Бугульминский театр в самый тяжелый для коллектива период: в горькое лихолетье Великой Отечественной.


В начале лета 1941-го бугульминская труппа готовилась к торжественному закрытию шестого театрального сезона, по городу были расклеены яркие афиши, извещавшие о дне и часе этого замечательного события, а актеры собирали чемоданы, радуясь предстоящим летним гастролям.


Мирный кадр из прошлого был перечеркнут в одночасье черной краской беды. С первых дней войны весь мужской состав труппы был призван и ушел на фронт, но театр не закрылся: он словно застыл в ожидании… И спустя полгода ожил вновь, пополнившись новыми актерами, эвакуированными в Бугульму из ряда столичных театров. Именно в это трудное время театральный коллектив Бугульмы возглавила Нина Антоновна Ольшевская.


Алексей Баталов с директором Бугульминского театра В.ЮдинымА в преддверии шестидесятилетия Победы группа артистов Бугульминского театра во главе с директором В.П.Юдиным побывала в Москве и навестила народного артиста СССР Алексея Владимировича Баталова, который поделился воспоминаниями о Бугульминском театре военной поры.


– Так уж вышло, что все первые, самые яркие и верные впечатления о театре мне подарили полные лишений и горя военные годы, – признался он. – Именно в Бугульме случились события, которые и определили по сегодня мою жизнь.


Работа собранной вновь труппы начиналась не на театральной сцене. Театр был открыт позже, его здание не отапливалось, а первые выступления проходили при свете керосиновых ламп. Репетиции же проводились в комнате Ольшевской. Именно тогда родился новый театральный жанр военных фельетонов, которые пользовались большим успехом.


– А началось все с выступлений в госпиталях, – продолжает А.В.Баталов. – В Бугульме были потрясающие врачи и очень тяжелые ранения… Вот лежит тяжелораненый, и идет спектакль… И приходит понимание, что вот он тут лежит, и поэтому ты живой!


Там же, в Бугульминском театре, впервые в жизни я получил зарплату, в сельскохозяйственном виде – зерном… Как помощник машиниста сцены. Позже я вышел в роли, кстати говоря, “кушать подано!”. Вот, прямо, классически!


…Постепенно бугульминская труппа набирала силу, и на сцене шли уже не только отрывки из спектаклей. Под руководством Нины Антоновны Ольшевской именно в это время были поставлены “Без вины виноватые”, “Лес”, “Поздняя любовь”, “Светит, да не греет”, “Последняя жертва” и “На бойком месте” А.Островского, “Коварство и любовь” Ф.Шиллера, “Васса Железнова” М.Горького. С ее именем связаны постановки таких востребованных в военное время спектаклей, как “Русский вопрос” и “Русские люди” К.Симонова, “Нашествие” Л.Леонова, “Разлом” Б.Лавренева.


– Мама пропадала в театре день и ночь, – вспоминает А.Баталов. – Она и руководила, и играла! А тут еще мы, трое детей: я – 14 лет, одному брату четыре года, а второй совсем маленький. Жили мы очень трудно. Однажды прямо на сцене мама сознание потеряла… просто от недоедания. Хотя помогали театру все, кто чем мог. К примеру, мясокомбинат: пусть немного, но поддерживал артистов своей продукцией, а из мешков делали декорации, и я их расписывал…


И сегодня я по-прежнему чувствую, вспоминаю то горе, те лишения. И то счастье! Хоть и родился я во дворе МХАТа, человеком театра стал именно в вашем городе. А потому 70-летний юбилей Бугульминского русского театра – наш общий праздник с вами. Примите мои искренние поздравления и пожелания: вы были, вы есть, вы – будьте! Пока бьется сердце… Пока стоит Бугульма!


Ольга ЖУРАВЛЕВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x