Покорившие Италию

С победой вернулись из Италии прославленная хоровая капелла Казанского государственного университета и представители музфака Татарского гуманитарно-педагогического университета.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

С победой вернулись из Италии прославленная хоровая капелла Казанского государственного университета и представители музфака Татарского гуманитарно-педагогического университета.


Студенческая капелла КГУ на VI Международном конкурсе непрофессиональных хоров в городе Рива-дель-Гарда вновь подтвердила свое мастерство. Этот конкурс проводит всемирная организация “Музыка Мунди”, и на этот раз в нем участвовали сорок хоровых коллективов из стран СНГ и дальнего зарубежья, в том числе пять из России. Они представляли Казань, Санкт-Петербург и Томск. В жюри были профессора из Италии, Германии и представитель России Игорь Кичин. Он, кстати, воспитанник Казанской консерватории, а ныне руководитель Липецкого муниципального хора.


С победой вернулась из Италии хоровая капелла КГУНаши “капелланы” отличились не только превосходным пением, но и своей программой – лютеранской, православной и мусульманской музыки – музыки трех конфессий, дружно сосуществующих в Татарстане. В церкви Святой Ассунты в присутствии жюри и прихожан прозвучали “Хорал” Мартина Лютера, фрагмент “Литургии” Сергея Рахманинова и мунажат Шамиля Шарифуллина “Будет день”. Капелла КГУ, наряду с хорами из Норвегии и Индонезии, признана в номинации “Духовная музыка” лучшей и удостоена золотого диплома.


Сорок лет ее художественным руководителем был профессор Казанской консерватории Валерий Петрович Леванов, а месяц назад он передал бразды правления своей ученице, молодому талантливому хормейстеру – дирижеру Фатиме Ахмадеевой. С ней капелла и участвовала в конкурсе на земле Италии. Мы попросили Фатиму-ханым рассказать о том, что ей и студентам удалось повидать в этой стране.


– Мы переполнены впечатлениями, – говорит она. – Прежде всего хочу сказать, что очень понравились итальянцы – это добросердечные люди. Они нам, не знающим итальянского языка, всячески помогали. Понравился и город, в котором мы жили. Рива-дель-Гарда – это курорт у подножия Альп. Ухоженный, чистый, с мощеными улицами. Съездили мы и в столицу небольшого, но независимого государства на территории Италии – Сан-Марино. Осмотрели крепость и другие достопримечательности. А в старинном городе Римини как будто побывали в средневековье. Но больше всего поразила своей красотой Флоренция. Ее Домский собор, галерея Уффици и, конечно, храм Санта Кроче, где покоятся Данте Алигьери, Галилео Галилей и Джакомо Россини. Над его надгробной плитой мы спели фрагмент из “Маленькой торжественной мессы” – последнего сочинения композитора. А на площади перед храмом исполнили русские народные песни. И горожане нам аплодировали.


Аплодисменты звучали и после нашего выступления на конкурсе, а затем мы получили приглашение приехать в Норвегию. Надо сказать, что столько отличных хоров мы услышали впервые. Мы поняли, как много надо нам еще работать, чтобы петь еще лучше.


– Эта поездка, – сказал профессор Валерий Леванов, – стала заключительным аккордом юбилея капеллы, которой нынче исполнилось пятьдесят лет, и состоялась благодаря поддержке Правительства Татарстана. Она стала достойной наградой ветеранам капеллы, продолжающим с нами петь и после окончания университета (мы их называем “академиками”), и юным “капелланам” за их творческое горение, любовь и преданность искусству хорового пения. А то, что наша капелла вошла в золотую троицу победителей конкурса в своей номинации, – это успех не только ее, но и хоровых традиций университета, дирижерской школы Казанской консерватории и родной республики, где культуре хорового пения уделяется столько внимания. Победа на конкурсе в Италии – ступень к новым творческим свершениям нашей капеллы.


Владимир Федотов и его ученик Нияз МусинА лауреатами XI Международного конкурса баянистов-аккордеонистов в итальянском городе Монтези стали профессор музфака КГГПУ Владимир Федотов и его ученик, студент III курса Нияз Мусин.


Виртуозное исполнение Владимиром Федотовым “Танго” Астора Пьяццоллы, пьесы “Французский мюзетт” Жоржа Коломбо, а также популярного во всех странах романса “Очи черные” и “Еврейских наигрышей” в своей обработке для баяна было высоко оценено жюри во главе с известным советским баянистом и композитором Владимиром Зубицким. Оно удостоило В.Федотова первой премии в номинации “Эстрада”.


А в программе Нияза Мусина были Прелюдия и Фуга Баха, соната А.Нагаева, посвященная памяти композитора и баяниста Владислава Золотарева, и парафраз на тему русской народной песни “Утушка луговая”. Наградой молодому баянисту стала вторая премия в номинации “Классика”.


– Хотя Нияз за первые два года учебы на музфаке стал лауреатом всероссийских конкурсов в Костроме (первая премия) и Самаре (вторая премия), – говорит профессор В.Федотов, – он считал, что ему еще рано участвовать в международном конкурсе. Я постарался развеять его сомнения и сказал Ниязу: “Только сейчас или никогда!” И, как видите, не ошибся в своем ученике. А мне выиграть нелегкое состязание помогло и его присутствие. Ведь одному на чужбине плохо – не с кем поделиться, посоветоваться…


– На конкурсе в Италии мне было намного труднее, чем на родине, – сказал Нияз Мусин. – Все-таки другая страна, да и состав участников был иной. Многие из них уже окончили консерваторию.


– Что же помогло тебе так удачно выступить на этом, первом в твоей жизни, международном конкурсе? – спрашиваю Нияза.


– Думаю, что сыграли свою роль и прекрасная школа игры на баяне моего педагога Владимира Сергеевича, и то, что он был рядом со мной в Италии, и, наверное, опыт моего участия во всероссийских конкурсах. Я благодарен и Владимиру Сергеевичу, и моему педагогу в родном Нижнекамском училище Юрию Борисовичу Романько. А победа на конкурсе для меня – стимул к дальнейшему совершенствованию игры на любимом инструменте.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще