25 октября Татарский государственный академический театр оперы и балета им.М.Джалиля впервые после длительной реконструкции и реставрации принял зрителей. Свой 67-й сезон он открыл балетом П.И.Чайковского “Лебединое озеро”. На спектакле присутствовали заместитель Премьер-министра – министр культуры РТ Зиля Валеева и заместитель Председателя Государственного Совета РТ Александр Гусев.
А перед спектаклем к зрителям обратился с приветствием директор театра Рауфаль Мухаметзянов. Он рассказал об изменениях, произошедших в театре, и от имени всего коллектива поблагодарил Президента Татарстана Минтимера Шаймиева и Правительство республики за всемерную помощь в реконструкции здания театра, оснащении его самым современным оборудованием, а также выразил благодарность всем строительным организациям, принимавшим в этом участие. Рассказал и о творческих планах театра в новом сезоне.
А затем зазвучали волшебные звуки увертюры в исполнении оркестра под управлением маэстро Владимира Васильева, и зрители смогли насладиться музыкой, хореографией любимого балета и его новой сценографией, осуществленной новосибирским художником, лауреатом Государственной премии России Игорем Гриневичем.
Подлинным украшением спектакля стали ведущие солисты Большого театра России – заслуженная артистка РФ Мария Александрова (Одетта-Одилия) и народный артист РФ Сергей Филин (принц Зигфрид). А в спектакле, который состоялся 26 октября, в этих же партиях были великолепны премьер Московского театра оперы и балета имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Георги Смелевски и заслуженная артистка РФ, народная артистка РТ Елена Щеглова. Зрители тепло приняли и других ведущих солистов нашей труппы и кордебалет.
Особенность нынешнего сезона в том, что труппе предстоит освоение обновленного здания театра. А здесь радуют глаз ставшие роскошными фойе и зрительный зал с коврами и обитыми красным бархатом новыми удобными креслами, расположенными так, что с любого места партера и амфитеатра отлично видно все, что происходит на сцене. Изменилась и она, оснащенная самым современным световым и звуковым оборудованием, механизмами, управляемыми с помощью компьютерной системы. Стало иным и закулисье: громадный, равный по площади сцене, репетиционный балетный зал, удобные гримерки, просторные вспомогательные помещения. “Мы вернулись в наш театр и не узнали его, – сказал Нурлан Канетов. – Как комфортны новые гримерные! Здесь и душ, и туалет, и новая мебель”. “И все же, – признается Луиза Мухаметгалеева, – у меня и многих наших артистов ностальгия по прежним коридорам и гримеркам. Там, правда, не было таких удобств, но для нас они были родными. А сейчас пока родная только сцена. Но привыкнем со временем…”
5 ноября балетная труппа отправится в очередное зарубежное турне. По словам ее художественного руководителя Владимира Яковлева, за три месяца балеты “Лебединое озеро”, “Жизель”, “Щелкунчик”, “Белоснежка и семь гномов” смогут увидеть театралы Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Люксембурга и Швейцарии. На вопрос о творческих планах труппы Владимир Яковлев ответил, что главная ее задача – поддерживать на должном уровне свой большой репертуар – семнадцать балетов. Поэтому в ближайшее время он расширяться не будет. А в перспективе – работа над балетом Арама Хачатуряна “Спартак”.
А оперная труппа начнет новый сезон 12 ноября, после возвращения с зарубежных гастролей. Его откроет опера Ж.Бизе “Искатели жемчуга”, в спектакле примут участие солисты Национальной оперы Украины Игорь Бортко и Сусанна Чахоян, а также солист Санкт-Петербургского театра оперы и балета им.М.П.Мусоргского Юрий Ившин. В ноябре состоится также премьера оперы “Борис Годунов” с новыми декорациями, костюмами и Михаилом Казаковым в главной партии.
Еще одно значительное событие в жизни оперной труппы – юбилей народного артиста СССР Азата Аббасова. В честь 80-летия певца будет дан юбилейный концерт с участием ведущих солистов Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.
К 250-летию со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта готовится к постановке его опера “Волшебная флейта” – мы ее увидим в феврале. А 120-летие со дня рождения Габдуллы Тукая театр ознаменует еще одной премьерой – оперой “Тукай и Зулейха” казанского композитора Резеды Ахияровой на либретто поэта Рената Хариса.