“Легенды казанского рока” – так называется новый компакт-диск, подготовленный и выпущенный творческой студией “Кают-компания”. На его звуковых дорожках, как некогда на полуподпольных сейшнах, вновь повстречались известные казанские рок-группы восьмидесятых годов – “ПИП”, “Поролон”, “Холи” (на снимке), “Записки мертвого человека”…
Этот альбом переносит нас в то время, когда у одних рок-музыка ассоциировалась с идеологической диверсией и всеми смертными грехами, а у других – с духовным началом, философией, с рвущимися наружу искренностью и протестом молодого поколения, которому выпало родиться и взрослеть во “времена застоя”. Ни идеологические барьеры, ни плохонькая аппаратура не сломили творческого духа молодых музыкантов. А многие верны ему и поныне, по праву считаясь мэтрами казанского рока. Жаль только, собираться вместе удается все реже и реже. Но если такое случается…
“А начиналось все традиционно, – вспоминает Сергей Панаев, в прошлом лидер казанской рок-группы “Поролон”. – 1978 год. Вокально-инструментальный ансамбль при Казанском авиационном институте. Песни советских композиторов. Строгие “троечки”, “бабочки”. Ля-ля-ля, фа-фа-фа… 1980 год. Образование рок-группы “Поролон”. Только собственные песни в стиле “разворот на 180 градусов”. Никаких выступлений. Долгое сидение в подполье, собираясь и шкрябая на самопальных гитарах лишь в свое удовольствие. Толчком послужил, пожалуй, случай. Я оказией послал только что записанную кассету “Поролона” прямо в Лондон, на Би-би-си самому Севе Новгородцеву. И только когда услышал по шипящему “вражескому” радио свои песни и получил от Севы письмо с подколами, но очень доброжелательное (до сих пор храню эту “путевку в жизнь”), вот тогда и решил: “А почему бы и нет?” И понеслось. Мы играли везде: где можно и где нельзя. Потом открылся казанский рок-клуб. Выступать разрешали, но под присмотром обкома комсомола. В ходу стали знаменитые “литования” текстов. Это когда песни, которые собираешься исполнять, надо завизировать в отделе культуры горкома, в рок-клубе и еще черт знает где… Листочки возвращаются все в печатях: “одобрено худсоветом” или “не одобрено…” Но мы не обращали на это внимания и пели то, что задумали и как написали…”
А в 1984 году появилась группа “ПИП” (“Парни из провинции”). Многие ее песни – такие, как “Ребята с Тяп-ляпа”, “Малолетка” и другие – теперь уже “классика” казанского рока. Стержнем группы, ее духом всегда был и остается Равиль Зинанов – поэт, прекрасный музыкант и “просто отличный парень”. Рок-группа здравствует и поныне, продолжая радовать своих поклонников.
“Группа “ПИП”, без сомнения, является одной из лучших в Казани… Очень рад, что наконец-то мы делаем первые шаги к тому, что могло быть сделано и раньше – довести до широкого слушателя песни этого замечательного коллектива”, – пишет Виталий Карцев, представляя своих друзей слушателям альбома “Легенды казанского рока”. Кстати, сам он тоже действующий “ветеран” рок-движения. Созданную им в 1986 году группу “Записки мертвого человека” Артем Троицкий упоминает в своей книге “Рок-музыка в СССР”, и он же содействовал организации первого концерта “ЗМЧ” в Москве.
А я познакомилась с Виталием Карцевым в то время, когда он обивал пороги всевозможных отделов культуры, на всех уровнях, в надежде создать в Казани творческий центр, который бы объединил всех рок-музыкантов города. Ребята уже и помещение присмотрели, но ни одна “культурная” организация не решалась взять их под свое крыло. А Карцеву поставили условие: если не найдете солидную “крышу”, то и помещения вам не видать. Вот тогда, отчаявшись, Виталий и написал в газету… В конце концов они все же нашли понимание и приют – правда, не в отделе культуры, а в жилищном тресте Советского района. Тамошний управляющий оказался человеком молодым и неравнодушным к рок-музыке. Под его “личную ответственность” ребята проводили даже рок-фестивали и изо всех сил старались не подвести своего ангела-хранителя из ЖПЭТ №1 (эту аббревиатуру я освежила в памяти благодаря старой газетной вырезке, как и фамилию управляющего – И.И.Халиуллин). Хотя публика на рок-концертах собиралась пестрая, да и милиция была готова вмешаться по первому зову. Но как-то обходилось…
На одном из таких рок-фестивалей под эгидой жилтреста я впервые услышала и группу “Холи” – в то время, пожалуй, самую эпатажную из казанских рок-групп. Впоследствии ее музыканты разделились и создали две новые группы – “Макс и К” и “Крокодилли”, предпочтя “бунтарскому” панк-року более классический рок-н-ролл.
“В свое время, – рассказывает Макс Журавлев, в прошлом один из лидеров “Холи”, – меня и в КГБ таскали, и из комсомола турнули в итоге… Хорошо еще, что мне повезло с родителями – они одобряли мои увлечения, хотя на них тоже оказывалось давление, сообщалось на работу, мол, ваш сын – антисоветчик… Любое выступление тогда могло закончиться ментовкой – тебя могли как минимум постричь, как максимум – посадить на несколько суток…”
И еще о многом может напомнить альбом “Легенды казанского рока” тем, кому близок и памятен дух того времени. К числу таких людей принадлежат Рустэм Валитов и Ильдар Назипов – руководители казанской творческой студии “Кают-компания”, на счету которой немало добрых начинаний. Так, в 1992 году по инициативе “Кают-компании” в Казани прошел первый республиканский поэтический конкурс, а по его следам был издан сборник молодых казанских поэтов. В предисловии к нему поэт Николай Беляев написал: “Стихи пишутся не для заработка, не для куска хлеба. Они просто должны быть написаны, “по зову сердца”, как когда-то говорилось. А как сложится их дальнейшая судьба – зависит и от Вас, читатель…” И вот спустя тринадцать лет, снова листая этот сборник, можно с уверенностью сказать, что поэтическая судьба многих его авторов сложилась счастливо.
Хочется думать, что не менее счастливой будет судьба нового проекта “Кают-компании” – “Легенды казанского рока”, ведь и от нас, слушателей альбома, во многом зависит, будет ли у него продолжение.