“Татары никогда добровольно не входили в Россию и никогда добровольно не выйдут из нее, потому что современная Российская Федерация – историческая и единственная родина нашего народа… Даже близкая по языку, теплая и добрая к соплеменникам мусульманская Турция, в свое время приютившая Гаяза Исхаки, Садри Максуди и других классиков татарской науки и культуры, – для нас не родной дом, а другая страна”.
Это цитата из книги известного казанского журналиста Римзиля Валеева “Татары у себя дома”, недавно увидевшей свет в издательстве “Магариф”. Однако большая часть публицистики, вошедшей в нее, написана не сегодня, а в то время, когда политическая ситуация в республике была не из простых, и, чего уж тут лукавить, по-всякому могло повернуться. Только сейчас мы начинаем в полной мере осознавать, что тогда, на заре перестройки и татарстанского суверенитета, мы тоже прошли, что называется, по лезвию бритвы, и даже отголоски событий и политических оценок того времени, которые доносятся со страниц книги, заставляют слегка поеживаться.
“Когда-нибудь появятся художники и философы, которые смогут осмыслить масштабы и суть происходящих событий. Но ничто не заменит факты и хронику реальных событий”, – поясняет свой замысел автор, прошедший в свое время собкоровскую школу “Комсомольской правды” и других центральных изданий, а в настоящее время возглавляющий казанское бюро радио “Свободная Европа”.
Да, политические страсти поутихли, но болевые точки остаются. И сегодня о них тоже много и охотно говорят с высоких трибун конгрессов и симпозиумов, перед телекамерами, но вместе с тем как-то не принято обсуждать их в узком кругу, с глазу на глаз, тем более если ваш визави принадлежит к другой, отличной от вашей, “титульной” нации. А вопросы, к примеру, такие: существует ли “татарский вопрос” в России и, соответственно, “русский вопрос” в Татарстане и что все-таки переживает последние пятнадцать лет татарская нация: подъем национального самосознания или этнический распад? Разумеется, все мы – и титульные, и нетитульные – в конечном счете, россияне, татарстанцы (кому что больше нравится) и, кстати, чем дальше, тем охотнее “идентифицируем” себя подобным образом. И все же мне больше импонирует позиция автора книги, который не боится задаваться вопросами, не сулящими простых и удобных ответов.
“В отличие от некоторых личностей, – пишет он, – которые прикидываются, будто они граждане всей планеты и будто неважно, кем были их родители и на какой культурной грядке они взошли, я с достоинством признаюсь: родился лицом татарской национальности… У меня нет ностальгии по прошлому и острого желания вернуться в середину XVI века. Неблагодарное и неумное это дело – “ремонтировать” историю. Надо просто жить и оставаться самим собой. В этом и заключается вся идеология российских татар”.
К слову, в этом же, думаю, заключается “идеология” и всех других народов, проживающих в Татарстане… И при всем том, опять же соглашусь с автором, мы все равно отличаемся и, Бог даст, всегда будем отличаться – и внешне, и по ментальности, как испокон веков отличались между собой, скажем, русские и татары, евреи и башкиры, ибо “тяга к родному, “своему” отнюдь не противоречит многоязычию и поликультурности”.
А кто бы спорил, читая, к примеру, такие строки: “Вряд ли в XXI веке государства смогут оставаться мононациональными. Практически все страны становятся более пестрыми по своей этнической структуре. И также не могу согласиться со считавшейся ранее очевидной истиной, согласно которой без государства, без своей державы народ растворяется, как кусок сахара в стакане воды. <…> Законы и реальная действительность российского общества составляют крепкую основу духовного и культурного развития народов. Во всех регионах проживания татар, согласно законам РФ и известной установке В.В.Путина, они вправе чувствовать себя как дома и жить в соответствии со своими традициями”.
Конечно, при желании оппонентов всегда можно найти, особенно среди тех, кто держится за свой имидж “патриота нации”, ибо утратить его означает для этих людей и вправду потерять почву под ногами, а заодно и средства к существованию. Такие, к сожалению, есть среди представителей любой нации. И апеллировать к их мнению – только понапрасну копья ломать. В этом занятии не больше смысла, чем в желании сразиться с ветряными мельницами. Любые слова будут брошены на ветер…
И все же, мне кажется, можно простить автору и это невольное “донкихотство”, и местами излишнюю запальчивость. Возможно, эти всплески эмоций потому и запоминаются, что они не так уж и характерны для этой книги. В ней превалирует совершенно другая интонация – “тихая”, рассудительная, я бы даже сказала, исповедальная. Лично у меня не вызывает сомнений: все, о чем пишет автор, и то, как он об этом пишет, поверяется не сиюминутной политической конъюнктурой, а ритмом его собственной сердечной мышцы, потому что перед нами не отклик “на злобу дня”, а именно попытка исповеди.
“Только теперь я осознал горькую, отрезвляющую истину: татарином быть не обязательно. Это ваше право, но не ваш долг. Невозможно принуждать любить чужую культуру, постигать язык, историю. Можно лишь разъяснять, что без собственных этнокультурных корней можно остаться убогим синтетическим роботом, зомбированным субъектом, каких, к сожалению, с каждым годом становится все больше и больше… Нельзя увлекаться имитацией бурного национального роста. Даже в самых обычных рекламных целях не стоит обольщаться по поводу “невиданного национально-культурного возрождения татар”. Верно, за последние десять-пятнадцать лет осуществлен прорыв в национально-культурном развитии – Татарстан стал духовным и идейным центром татарского народа. Но тихий распад национальной общности продолжается в новых, доселе не известных формах…”
Это ли не подтверждение тому, что автор только играет в “националиста”? Говорить о своем, наболевшем – это не национализм. Национализм начинается как раз там, где верх берут недоговоренность и страх, в том числе страх всяческих ярлыков, парализующий в первую очередь человеческую способность чувствовать и воспринимать чужую боль, как свою. И, наверное, время от времени нам просто необходимо проверять себя на этот “болевой порог”, в том числе говоря и о том, легко ли быть русским в Татарстане… В конце концов, мы же у себя дома!