Казанское время русской поэзии

В Татарском книжном издательстве увидела свет первая антология русской поэзии “Как время катится в Казани золотое.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

В Татарском книжном издательстве увидела свет первая антология русской поэзии “Как время катится в Казани золотое…”. Не случайно название сборнику дала державинская строка из знаменитого стихотворения “Арфа”. Казань издавна славилась своими поэтическими традициями, восходящими к именам Державина, Баратынского, Хлебникова, Заболоцкого. Великие русские поэты задали планку, высокий уровень поэтического мастерства для новых поколений казанских литераторов.


В антологию вошли стихи ста тридцати восьми авторов, чей поэтический голос набирал силу в Казани во второй половине двадцатого столетия. А за точку отсчета взят 1940 год. Именно в этом уже далеком предвоенном году в Казани открылся литературно-мемориальный музей А.М.Горького, а при нем – литературное объединение, которое сыграло важную роль в развитии русской литературы в республике. У истоков литобъединения стояли первый директор музея Мария Елизарова и писатель, лауреат Сталинской премии Михаил Бубеннов. Уже первые птенцы этого литературного гнезда составили творческое ядро созданной в 1947 году секции русской литературы Союза писателей Татарстана. В общей сложности из казанского литобъединения вышло более ста профессиональных писателей, многие из которых продолжают свою творческую биографию в разных уголках нашей страны и за рубежом. Крылатой стала фраза старейшего казанского поэта Геннадия Паушкина: “Все мы вышли из музея Горького!”


Участники поэтического вечера из цикла "Экология совести". Слева направо: Ольга Левадная, Елена Бурундуковская, Сергей Малышев, Владимир Рощектаев, Инна Лимонова, Роза Кожевникова, Николай Алешков, Владимир Лавришко. 27 января 1989 годаАнтология русской поэзии Казани – это не хрестоматия. Ее составитель Лилия Газизова стремилась представить наиболее характерные тенденции, получившие развитие в стихах казанских поэтов. Имена многих из них не нуждаются в особом представлении. Из военного поколения это Геннадий Паушкин, Леонид Топчий, Тамара Ян, Борис Железнов, Вероника Тушнова. Здесь же поэты-“шестидесятники” Николай Беляев, Роман Солнцев, Мария Авакумова, Рустем Кутуй, Виль Мустафин, а также лучшие представители казанской поэзии семидесятых-восьмидесятых годов – Роза Кожевникова, Равиль Бухараев, Лидия Григорьева, Сергей Малышев, Вячеслав Баширов, Алексей Остудин и, наконец, поэтическая поросль конца двадцатого – начала двадцать первого века.


Каждую подборку предваряет биографическая справка о ее авторе, в книге также много фотографий из личных и музейных архивов, отражающих “век нынешний и век минувший” писательского сообщества Казани.


Кстати, у антологии тоже своя непростая история. Рассказывает Лилия Газизова:


– Как-то (еще в конце прошлого века) в музее Горького собрались я, поэт Марк Зарецкий и тогдашний директор музея Альфия Тутаева. Говорили на разные темы. И тогда же кто-то из нас мечтательно произнес, что неплохо бы издать книгу, где под одной обложкой были собраны стихи казанских поэтов разных поколений и поэтических традиций. Если не считать сборника “Стихи казанских поэтов”, составленного Николаем Беляевым и выпущенного скромным тиражом в Казанском университете в 1991 году, то подобных книг в Казани еще никогда не издавалось. И я предложила Марку Давидовичу быть составителем сборника, а себя – в помощники. “Нет, – ответил Зарецкий, – давайте вы будете составителем, а я в свою очередь буду вам помогать”. Эту идею поддержала и Альфия Амировна. И закипела работа… Были прочитаны сотни книг, перелистаны подшивки газет и журналов за несколько десятилетий. К 2000 году был готов первый вариант рукописи, в нее вошли стихи 101 поэта. Но потом мы решили пополнить сборник и одновременно расширить его временные рамки. Думаю, для многих любителей поэзии станут открытием, например, стихи Бруно Зернита, который в 1934 году стал одним из самых молодых делегатов Первого съезда писателей СССР от Татарстана.


Так постепенно и сложилась первая антология казанской поэзии. Жаль только, Марк Давидович не дожил до ее выхода…


“Эта книга сама по себе – уже событие в культурной жизни Татарстана, – говорится во вступительной статье министра культуры РТ З. Валеевой. – Идея ее проста и в то же время значительна – представить аудитории лучших казанских поэтов, создать, по сути, маленькую энциклопедию казанского поэтического взгляда на жизнь, на человека и его место в современном мире”.


До сих пор продолжаются споры, существует ли казанская поэтическая школа и возможно ли выделить ее из общего русла российской поэзии как яркое и самобытное явление. На мой взгляд, антология дает вполне четкий и однозначный ответ. Казанская школа не просто существует, она развивается дальше.


14 октября в казанском музее А.М.Горького пройдет традиционный Осенний бал поэзии. Нынче он будет посвящен выходу уникального издания – антологии современной русской поэзии Казани.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще