В театральное искусство приходят по-разному. Фарида Сафина была приглашена в Татарский государственный академический театр им. Г.Камала после завершения учебы в Казанском театральном училище, куда она неожиданно для многих поступила, уже имея диплом о высшем образовании и некоторый стаж работы по другой специальности.
На исходе своего первого года в театре Ф.Сафина создает образ Виктории в спектакле по пьесе А.Вампилова “Провинциальные анекдоты” (“Случай с метранпажем”). В пьесе заложена ситуация парадокса. Не столько в анекдотическом сюжете – это на поверхности, – сколько в новом типе характера, сочетающем взаимоисключающие черты: неожиданность, непредсказуемость поведения в каждую конкретную минуту. Виктория в исполнении Сафиной предстала высокой стройной девушкой с правильными чертами лица и одновременно с внутренним миром совсем еще юной особы – акселератки из провинции, которую переполняют восторг перед жизнью и жажда справедливости. Конечно, под ударами жестокой реальности подобный тип может трансформироваться в свою противоположность. Разрушительная активность, асоциальная агрессивность – такие свойства персонажей в пьесах А.Вампилова не редкость. Благодаря индивидуальности Ф.Сафиной на сцене предстал синтез типа характера, свойственного ранней драматургии автора, и того типа, который проявился в более поздних, философски зрелых драмах Вампилова.
Дебют, состоявшийся в 1985-м, запомнился начинающей актрисе тем, что это был последний год пребывания коллектива в старом здании ТГАТ. К открытию новой сцены М.Салимжановым была поставлена легендарная тинчуринская “Голубая шаль”. Роль Майсары помогла Сафиной раскрыть как незаурядные вокальные, так и драматические данные. Спектакль “Голубая шаль” – самый заслуженный долгожитель на татарской сцене. Плеяда блестящих мастеров многих поколений отметилась в нем. Майсару начинала играть Р. Кушловская, продолжили Г.Кайбицкая и Р.Хайрутдинова, Ф.Хамитова и В. Ганеева. И вот эстафету у них переняли И.Тухватуллина и Ф.Сафина.
Постановка 1986 года выпускалась на сцену со знаменитой В.Ганеевой. Однако занятость певицы на основной работе – в оперном театре – спустя некоторое время потребовала поиска в собственных рядах камаловцев. Выбор пал на только что пришедшую в театр Сафину. И она не обманула ожиданий. Трудолюбивая, сказать больше – азартная в творчестве, жадная до работы, Фарида брала уроки у профессора консерватории, народной артистки РСФСР Зулейхи Хисматуллиной, шлифуя свою природную музыкальность.
Успеху Майсары в немалой мере способствовало и то, что внешние данные актрисы – высокий рост, большие лучистые глаза, драматические модуляции голоса – идеально соответствуют классическому типу героини. Мягкость, добросердечие, присущие Майсаре, переходят в лукавую женственность, бодрую жизнестойкость, воплощенные Ф.Сафиной в образе Зубаржат в пьесе Н.Исанбета “Ходжа Насретдин”. Сюжет спектакля развивается преимущественно в комедийной тональности, и оглушительный успех его был обусловлен слаженной игрой ансамбля в составе таких признанных мастеров, как Р.Шарафеев, Р.Тазетдинов, и молодых актеров Р.Тухватуллина, А.Сабировой, Ф.Хафизова и Ф.Сафиной.
Пожалуй, именно в комедийном творчестве достижения Фариды Сафиной наиболее впечатляющи. Особенно ей удаются те многоплановые роли, которые предполагают отклонения от общепринятого, странности парадокса. Кажется, первым угадал и увидел это своеобразие молодой актрисы Марсель Салимжанов, который доверяет ей в те годы роли в таких разных по стилю пьесах, как “Три аршина земли” А.Гилязова, “Плаха” Ч.Айтматова. Даже в сравнительно небольших ролях в пьесах “Тахир-Зухра” Ф.Бурнаша, “Муки совести” Т.Миннуллина, “Дети Рая” М.Маликовой Сафина стремится к перевоплощению, используя для выражения типичных черт своих персонажей модуляции голоса, неожиданные комбинации пластических средств. Взять, к примеру, Махи – девушку с гармонью в пьесе М.Файзи “Асылъяр”, поставленной Ф.Бикчантаевым. Комизм здесь построен на подмене ожидаемого – вместо привычного первого парня на деревне с гармонью в руках с нею появляется нескладная высокорослая девушка.
Поражает умение артистки трансформировать свою природную внешнюю привлекательность в нечто противоположное, не боясь показаться некрасивой и смешной. Играя даже небольшие роли, она предельно дорожит каждой минутой пребывания на сцене, стремясь полнее и ярче донести до зрителя суть своего персонажа. В равной мере это относится и к ролям дурковатой деревенской девушки Фаузии в музыкальном шоу “Казанские парни” М.Гилязова и колхозницы Халиды Вафиной в бурлескной комедии “Морковное поле” З.Хакима. Так, в последнем спектакле Сафина произносит всего несколько фраз, кульминацией ее выхода на сцену становится агрессивно резкое, басовитое исполнение двух куплетов чудовищного шлягера “Тары жире…” с одержимостью, взмахами длинных рук от плеча чуть ли не к самой физиономии высадившихся на колхозном поле инопланетян. Антиэстетика здесь доведена до таких масштабов гротеска, что в качестве протеста вызывает у зрителя тоску по красоте народного мелоса, по проникновенности протяжных татарских песен. Главное же – роль колхозницы Халиды содействует раскрытию сверхзадачи спектакля: демагогия власти, насаждение ею бездуховности оборачиваются перерождением народа, утерей им своих исконных черт.
В последние годы режиссеры театра стараются не обременять Ф.Сафину дублерами и не назначать ее дублером основной исполнительницы. Почему, зададимся вопросом, театр, где двойной исполнительский состав вроде бы конституирован, актриса все больше убеждает оставить ее наедине с ролью? Да все потому же: рисунок, созданный ею, практически неповторим.
Несколько лет на сцене камаловского шла “Индианка” Г.Каюмова, где Ф.Сафина играла трактористку Мэмдуду, безответно влюбленную в героя комедии. Основная героиня, романтическая Зайтуна (И.Тухватуллина) бредит об экзотической красоте Индии, о яркости чувств, почерпнутых в прокатных фильмах сельской передвижки, до такой степени, что для нее наступает даже период потери чувства реальности. Тогда ее отец председатель колхоза Габдрахман (Р. Шарафеев и Ш.Бариев) переиначивает действительность, заставляя селян камуфлировать ее под приметы Индии – вплоть до замены их имен и самопревращения в индийского Раджу. Прямая Мэмдуда попервоначалу сопротивляется унизительному распоряжению председателя, но, видя, что все остальные односельчане выполняют его волю, махнув рукой – пропади все пропадом, – вынужденно включается в игру. Привыкшая широкими шагами отмеривать колхозные поля, Мэмдуда превращается в изящную Мадху. Грубоватый с хрипотцой голос приобретает нежнейшие тона, меняется походка, а в индийском костюме Мэмдуда, не уступая ни в чем сошедшим с экрана индианкам, поет и танцует, завораживая сердце артистичного зав-клубом (Н.Юкачев).
Опять же, как часто бывает с героинями Сафиной, за внешними событиями и травестированием угадывается больше, чем отмерено текстом и сценической ситуацией. Выявляется суть придавленного обстоятельствами существа, которое может стать другим, изменись хоть немного прозаическая действительность. Зритель вправе установить, что, попади Мэмдуда в другие условия жизни (не гротескно индийские, конечно), почувствуй изначально другое отношение к себе, она проявится по-человечески и по-женски куда щедрее! Ведь это достижимо при самых незначительных поощрениях человека вниманием и любовью.
По первому впечатлению образ Анук в спектакле “Зятья Григория” близок к Мэмдуде. Тоже борьба за личное достоинство, такое же желание вернуть любимого. Однако Ф.Сафина не повторяется. И хотя материал роли по пьесе не богат – всего три сцены и преимущественно с одним партнером, – образ Анук становится вровень с более выигрышными ролями. Нельзя не признать определяющего качества драматургии Т.Миннуллина: у него нет проходных, случайных фигур, главные и второстепенные персонажи (все не могут быть главными) самодостаточны, всем занятым в спектакле артистам участвовать в нем – одно удовольствие. Это природное качество театральных авторов, пишущих для определенной труппы, в расчете на данные и возможности конкретных актеров, которые всегда перед глазами автора в процессе работы над пьесой. В этом мне видится одна из причин долгожительства произведений Т.Миннуллина на камаловской сцене.
Анук любит непутевого Евграфа, искателя легкой жизни и настойчивого претендента на руку и сердце первой красавицы села Урины, дочери Григория. Роль страдающей, но ни под каким видом не показывающей своей уязвленности молодой девушки все-таки таит известную сложность. Как уже было отмечено, сюжетом пьесы Анук отведены только сцены с Евграфом, а значит, всевозможные тактические приемы (подключение к борьбе за милого помощников и нейтрализация возможных противников) исключены. К тому же задачи удержания Евграфа наталкиваются на его стремление быть в центре внимания, на виду односельчан, а Анук преследует цель остаться с ним наедине, чтобы выяснить отношения, пристыдить за неверность. Сафина изобретательно решает свою задачу, внося в образ важную ноту сопротивления обстоятельствам. Укоры и насмешки, подчеркнутое пренебрежение, демонстрация независимости и мгновенные порывы спасти положение – простить возлюбленного, не потеряв при этом лица, – вот, собственно, и весь характер, выявляемый почти в сумасшедшем темпе, но при отстраняющих этот темп внутренних ритмах лирики. В этой азартной кокетливой девушке, ослепленной любовью, мы в который раз распознаем общее, характерное для персонажей Ф.Сафиной, часто выраженное в парадоксальной форме, в эксцентрических смещениях относительно нормы, – вызов судьбе.
За исполнение роли Анук Фарида Сафина была отмечена на международном фестивале тюркоязычных театров в Уфе специальным призом в номинации “Самая обаятельная актриса”.
… И вот новый театральный сезон. Впереди у заслуженной артистки РТ Фариды Сафиной, как и у всех камаловцев, новые радости и разочарования, обретения и огорчения – все то, что называется муками творчества. Но при любом раскладе удач и неудач пусть никогда не покидает актрису неутолимая жажда творить на сцене.
Рауф ИГЛАМОВ.
Заслуженный деятель искусств РТ.