Джинн мусульманского кино

“Золотой минбар” начался с того, чем обычно кинофестивали заканчиваются, – с вручения мусульманского “Оскара”.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА

Председатель отборочной комиссии фестиваля кинорежиссер Елена Цыплакова вручила один из призов“Золотой минбар” начался с того, чем обычно кинофестивали заканчиваются, – с вручения мусульманского “Оскара”. Первым обладателем статуэтки в виде плывущей ладьи, внутри которой помещен минбар, или, проще говоря, кафедра, с которой в мечетях произносят пятничную проповедь, стал кинорежиссер Владимир Хотиненко – зачинатель мусульманской темы в российском кинематографе. Его фильм “Мусульманин”, вышедший на экраны более десяти лет назад, естественно, в конкурсной программе не участвовал, но как нельзя лучше вписывался в контекст фестиваля, цель которого, по словам его учредителей, – показать миротворческую миссию ислама вообще и положительный образ мусульманина в частности. В соответствии с этим неукоснительно соблюдалось главное требование к фильмам, представленным на конкурс, – в них не должно быть сцен насилия и жестокости. Не берусь оспаривать морально-этическую подоплеку этого критерия, но что касается его объективности… Ну как здесь не вспомнить Тарковского и его фильм “Андрей Рублев”, в свое время запрещенный у нас из-за пресловутых “сцен жестокости” и тем не менее впоследствии вошедший в список 100 лучших фильмов за всю историю кино. Словом, хотелось бы надеяться, что еще на этапе отбора фильмов за бортом “Золотого минбара” не оказались те самые киношедевры, предвкушением встречи с которыми в течение шести фестивальных дней жили и уважаемые члены жюри, и казанские зрители независимо от их вероисповедания.


Исламская составляющая кинофестиваля, поначалу слегка насторожившая и даже заставившая кое-кого дистанцироваться от него, на поверку оказалась чреватой лишь кулуарными спорами вокруг того, что следует понимать под термином “мусульманское кино”. К тому же они не носили принципиальный характер и не имели какой бы то ни было религиозной окраски. В итоге большинство кинодеятелей сошлись во мнении, что мусульманское кино – понятие больше географическое, чем культурологическое. Участие же в “Золотом минбаре” кинематографистов из немусульманских стран, как и любое исключение, лишь подтверждает правило.


Никита Михалков поприветствовал участников кинофорума с экранаБольше того, по итогам кинофорума на звание “самый правоверный мусульманин” вполне мог бы претендовать Овидио Салазар из Великобритании, американец по происхождению. Созданный им документальный фильм “Аль-Газали. Алхимик счастья”, в центре которого жизненный путь и духовные искания известного исламского историка и философа XI века, удостоился специального приза одного из главных учредителей фестиваля – ТВК “Исламский мир”. Специальный приз называется “За вклад в дело исламского призыва”.


В числе лауреатов Первого фестиваля мусульманского кино и кинодокументалист из Вильнюса Леонид Глушаев, автор фильма “Я потомок мурз татарских, на земле Литвы рожденный” (приз за лучший документальный киносценарий). К слову, Леонид Глушаев – неоднократный участник и лауреат международного фестиваля православного кино “Радонеж”, а у себя на родине, в Вильнюсе, он известен как автор и ведущий телевизионного цикла, посвященного истории и традициям православной культуры в Литве.


Министр культуры РТ Зиля Валеева с гостем фестиваля - кинорежиссером Вадимом  АбдрашитовымЧто же касается “чисто мусульманского кино”, то, как и следовало ожидать, самый большой “урожай” – четыре статуэтки “Золотой минбар” – собрали иранские кинематографисты. И это при том, что в конкурсе не участвовали фильмы Аббаса Кьяростами и Маджида Маджиди, с чьими именами в первую очередь ассоциируется новое иранское кино, способное говорить правду, повествовать о реальности, какой бы жестокой она ни была, и при этом оставаться целомудренным и поэтичным. (Приобщиться к творчеству одного из этих кинорежиссеров казанские зрители могли лишь благодаря внеконкурсной программе фестиваля, в рамках которой были показаны “Цвет Бога” и “Колыбельная для пустой люльки” М.Маджиди.) А одним из главных событий конкурсной программы игрового кино стал фильм Шахрияра Бахрани “Святая Марьям” (призы за лучший киносценарий и за лучшую женскую роль), повествующий о юности Девы Марии… И в первую очередь в нем поражает то, с каким тактом иранский кинорежиссер, опираясь на исламские апокрифы, прикасается к одной из величайших тайн православия. Еще одна отличительная черта современного иранского кинематографа – его простота: и образная, и техническая. Зрительный ряд, лишенный претенциозных спецэффектов, призван показать главное – Бога внутри самого человека…


К жанру притчи приближается и фильм азербайджанского кинорежиссера Октая Мир-Касыма “Колдун”, удостоенный главного приза фестиваля. Хотя по части киноязыка это совершенно другая традиция и вообще другое кино… Действие фильма происходит в двадцатые годы прошлого столетия в одном из горных аулов. Чтобы приобщить здешних жителей к идее революционного переустройства мира, сюда направляется вооруженный отряд. В центре фильма – конфликт между командиром отряда и местным знахарем, перерастающий в духовное противостояние.


Исполнители главных ролей в фильме "Куктау"  - Фарид и Юсуф БикчантаевыТема гастарбайтеров из бывших советских республик Средней Азии, весьма щекотливая и пока что активно муссируемая только в жанре милицейской хроники, получила непривычно пронзительное звучание в фильме таджикских кинематографистов “Бродяга” (режиссеры – Гуландом Мухаббатова и Далер Рахматов). Проникнутый поистине материнским чувством любви, горечи и сострадания, этот фильм по праву удостоился специального приза Президента РТ “За гуманизм в киноискусстве”.


Если судить по количеству наград, то достижения наших, татарстанских кинематографистов, участвовавших в конкурсе практически по всем номинациям, смотрелись довольно скромно, в том числе и в сравнении с работами их коллег из соседнего Башкортостана, которые увезли с собой два приза – за лучшие анимационный и короткометражный фильмы. В Казани же осталась одна-единственная статуэтка “Золотой минбар” – приз за лучшую мужскую роль. Так высоко жюри оценило участие известного казанского режиссера (!) Фарида Бикчантаева в дебютной полнометражной ленте Ильдара Ягафарова “Куктау”. К слову, этот фильм уже побывал на “Кинотавре” и получил там приз за лучший продюсерский проект. Вот и на этот раз нельзя было не заметить, сколь неподдельным и пристальным был интерес и членов жюри, и почетных гостей “Золотого минбара” к первым опытам татарстанских кинематографистов в области игрового кино (вне конкурса был также показан фильм “Зулейха” по мотивам повести Гаяза Исхаки). Говорилось и о том, что, как это ни парадоксально, игровое кино в Татарстане зародилось прежде, чем для этого были созданы сколь-нибудь приемлемые условия. Звучит по нынешним временам невероятно, но татарстанский художественный кинематограф держится исключительно на энтузиастах. До сих пор в республике нет ни собственной киностудии, ни базы для подготовки творческих кадров для кинематографа. К слову, на открывающемся завтра в Казани съезде Союза кинематографистов РТ наверняка об этом снова будет идти речь, и дай бог, чтобы все опять не свелось лишь к “выпусканию пара”.


Актер Владимир Ильин и кинорежиссер Владимир ХотиненкоБезусловно, дополнительным стимулом для развития татарстанского кинематографа и своеобразным катализатором этого процесса мог бы послужить кинофестиваль “Золотой минбар”. При том условии, разумеется, если его учредители прислушаются к авторитетному мнению членов жюри и откажутся от мысли сделать этот фестиваль чем-то вроде переходящего знамени, “кочующим” из одной мусульманской столицы в другую. Как показывает опыт, такие кинофестивали долго не живут. Во всяком случае в качестве творческой трибуны.


Как бы то ни было, джинн по имени “Золотой минбар” выпущен на свободу… И прежде всего радует, что (против ожиданий) на первом мусульманском кинофоруме политики было меньше, а творческих открытий, наоборот, больше. Не вызывает сомнений востребованность этого фестиваля у кинематографистов многих стран, а также его огромный творческий потенциал и столь же мощная духовная энергетика, которую в одинаковой степени ощутили на себе как мусульмане, так и немусульмане. А какие еще нужны доказательства, что свою миротворческую миссию кинофестиваль выполнил сполна. И потому хочется думать, что уже в следующем году фестиваль “Золотой минбар” соберет в Казани тех, кто приумножает славу и авторитет мусульманского кино исключительно из любви к искусству.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще