Концерт для полета шмеля

Книга “Пространственная музыка”, увидевшая свет в казанском издательстве “ФЭН”, посвящена пока еще мало изученным формам музыкального искусства, связанным с перемещением, движением звуков в пространстве.

Книга “Пространственная музыка”, увидевшая свет в казанском издательстве “ФЭН”, посвящена пока еще мало изученным формам музыкального искусства, связанным с перемещением, движением звуков в пространстве.


Группа авторов, среди которых – музыковеды, теоретики искусства и инженеры во главе с членом-корреспондентом Академии наук РТ, руководителем НИИ экспериментальной эстетики “Прометей” Б.Галеевым, представили данное явление в единстве теории и практики. В дополнение к любопытным сведениям из истории музыки и жизни композиторов, использовавших в своих сочинениях прием буквального расширения и сужения звукового пятна и его движения в пространстве, в книге излагаются основы технической реализации “пространственной музыки”, благодаря чему это издание может стать хорошим подспорьем для любого музыканта-экспериментатора.


Кстати, примеры использования “пространственной музыки” есть и в творчестве нашей выдающейся землячки Софии Губайдулиной. А появление одного из них сама композитор считает датой своего творческого рождения. Речь идет о кантате “Ночь в Мемфисе”, в которой автор использует магнитофон и динамики, расположив их в зале напротив сцены, откуда доносится мужской хор. Примером “инструментального театра” (отчасти это синоним “пространственной музыки”), когда сами исполнители являются, так сказать, “механизмом” передвижения звука в пространстве, является и ее не менее известный Струнный квартет, участники которого в процессе исполнения перемещаются по сцене и играют, находясь в четырех удаленных от нее точках.


Элементы “инструментального театра” можно было увидеть и на концертных площадках Казани, на недавнем Международном фестивале современной музыки “Европа-Азия”, среди многочисленных гостей которого был замечательный вокальный ансамбль “VOX” из Швеции. Его участники продемонстрировали не только хорошее владение вокалом, но и актерскую пластику. Во время музыкальной композиции девушки и молодые люди бродили по сцене, спускались к слушателям, изменяя таким образом акустическое пространство аудитории и воздействуя на удивленных и зачарованных слушателей из разных ее точек.


Что же касается собственно “пространственной музыки” с летающим как шмель в разные стороны звуком, то техническая реализация подобных проектов, о которых, кстати, рассказывается в презентуемой книге, связана с особой планировкой и устройством зала, расположением техники и многочисленных мониторов. Конечно, таким композиторам, как Э.Варез, Я.Ксенакис, К.Штокхаузен, повезло больше, чем их российским коллегам. Им позволялось строить специальные залы и оборудовать их для постановки своих эксклюзивных композиций. Но, оказывается, и у нас в Казани подобным оборудованием в 1979 году был оснащен зал светомузыки, вернее сказать, его создали собственными руками сотрудники СКБ “Прометей”. Сначала такой зал появился в Молодежном центре, а позднее и в 5-м здании КАИ. Возможно, в недалеком будущем зал светомузыки появится еще где-нибудь, на более видном месте… А пока всем желающим встретиться с “реальным” полетом шмеля рекомендую приобрести книгу “Пространственная музыка”, которая, с согласия авторов, будет являться негласным пропуском в светлое будущее нашего искусства и как минимум – в зал светомузыки НИИ “Прометей”.


Александр ОВСЯННИКОВ.
Сотрудник Центра современной музыки
С.Губайдулиной.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще