Из Америки с победой

На завершившемся недавно в Лос-Анджелесе II Международном конкурсе пианистов имени Сергея Рахманинова вновь отличилась казанская фортепианная школа.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

На завершившемся недавно в Лос-Анджелесе II Международном конкурсе пианистов имени Сергея Рахманинова вновь отличилась казанская фортепианная школа.


Напомним, что на предыдущем конкурсе три года назад триумфально выступил и завоевал Гран-при молодой казанский пианист Евгений Михайлов. А нынче звания лауреата и третьей премии в этом престижнейшем творческом соревновании удостоена Софья Гуляк. Они оба воспитанники заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, профессора Эльфии Вафовны Бурнашевой. Евгений – ныне доцент Казанской консерватории и народный артист Татарстана, а Софья в этом году заканчивает аспирантуру.


Ее нынешний успех закономерен. Еще студенткой она стала лауреатом международных конкурсов в Бразилии, Италии, Великобритании, Сан-Марино, на Яхинском в Казани, а в этом году перед поездкой в Америку – в Марокко. После успеха в Лос-Анджелесе Софья дала несколько концертов во Франции и только по возвращении оттуда мы наконец встретились.


– Участие в конкурсе было для меня радостным уже потому, что Рахманинов – мой любимый композитор, – сказала она. – Его музыку невозможно не любить, и мне она очень близка. Я не знаю другого человека, композитора и пианиста такого масштаба.


– Интересно, какова была география конкурса и с кем ты соревновалась в финале?


– По условиям на третий тур должны были пройти шесть пианистов, но жюри пропустило только четверых. Моими соперниками стали китайский пианист и двое россиян – из Москвы и Питера. В конкурсе участвовало много представителей Азии – из Китая, Японии, Кореи, а также из Германии, Венгрии, Украины, Эстонии, Армении и, конечно, американские пианисты.


– На прошлом Рахманиновском конкурсе председателем жюри был Николай Петров. А кто возглавлял жюри на этот раз?


– Очень известный пианист, гордость Америки Эрл Уайлд. Он играл на инаугурации шести президентов этой страны. Но, конечно, он уже очень старенький… К сожалению, профессора Московской консерватории Николай Петров, Михаил Воскресенский и музыковед Александр Соколов, наш нынешний министр культуры, приглашенные в жюри, приехать не смогли. Единственным россиянином был бывший декан Ленинградской консерватории профессор Никита Южанин, который сейчас работает за рубежом.


– А что представлял собой оркестр?


– Местный, филармонический. Мне повезло с маэстро. Это прекрасный дирижер из Грузии Вахтанг Жордания. В Америке он живет давно. А раньше работал в Большом театре, дирижировал на конкурсе имени Чайковского. И оркестр под его управлением так аккомпанировал мне, что я играла с удовольствием.


– Как воспринимала твою игру публика?


– Нескромно, конечно, мне об этом говорить, но не могу не признаться: я почувствовала, что меня полюбили. И это радовало и вдохновляло.


– А где ты жила во время конкурса?


– В американской семье, в шикарном доме с двумя роялями. Так что занималась целыми днями…


– Удалось ли увидеть что-нибудь интересное в Лос-Анджелесе?


– Только последний день перед отъездом оказался свободным. Вместе с Андреем Коробейниковым, студентом Московской консерватории (он получил на этом конкурсе вторую премию), съездили на пляж Малибу. А во время экскурсии по городу нам показали концертную площадку, на которой выступали Рахманинов и другие знаменитости. Мы побывали близ Голливуда, погуляли по Аллее звезд.


– Что дает тебе лауреатство на Лос-Анджелесском конкурсе?


– Все три лауреата имеют право на запись компакт-диска, а также на концерты в Нью-Йорке и Москве. Надеюсь, что все это сбудется.


– Ты только что вернулась из Франции. Что было там?


– Концерты и учеба в школе музыки, основанной известным пианистом Альфредом Корто. Там я уже год занимаюсь у профессора Марианна Рибицкого.


– А что могут тебе дать эти занятия после нашей консерватории и аспирантуры?


– Всегда интересно узнать что-то новое. Там другой, отличный от нашего, исполнительский стиль. И можно научиться тому, как французы играют импрессионистов. Помните, как сравнительно недавно в нашем Большом концертном зале выступал пианист Мишель Дальберто? Так, как он играл, например, Дебюсси, у нас никто не сыграет.


– И что, теперь ты играешь по-европейски?


– Играю как привыкла. И никогда специально не подстраиваюсь под чей-то исполнительский вкус. Но стараюсь впитывать все новое. И, видимо, мне это удается, потому что на экзамене в школе имени Корто мне присудили первую премию.


– А что это за экзамен с премией?


– Лучшим ученикам этой школы ежегодно присуждают премию. Нынче, кроме меня, ее получила пианистка из Японии. А экзамен проходил в два тура на конкурсной основе. Его сдавали вначале девяносто пианистов, а на втором туре осталось тридцать. И только половина из них получили дипломы об окончании школы. А первая премия дает право на бесплатную аспирантуру в этой школе и концерт в зале Корто.


– Какие ближайшие планы?


– Отдохнуть! А на следующий год у меня есть уже приглашения в Париж и Марокко.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще