Для современной журналистской братии, особенно тех, что помоложе, дом №47 по улице Баумана (угол Баумана и Университетской) вряд ли является значимым местом. Между тем до революции он принадлежал владельцу крупной типографии, газетному автору и издателю Вениамину Михайловичу Ключникову.
Дом Ключникова был построен в первой половине XIX века. Значительно позже, в 1882 году, хозяин, расширявший свой бизнес, сделал пристрой в сторону Университетской улицы, где разместилась типография. Но на старой фотографии из коллекции Абдуллы Дубина ее уже не увидишь – снимок сделан в советские годы, когда на первом этаже дома бывшего издателя разместились парикмахерская и организация под названием “Точмех”. Что до парикмахерской, то она просуществовала в этом доме до перестроечных времен и закрыта была сравнительно недавно. А вот что означает загадочная вывеска “Точмех”, возможно, многие казанцы уже и не помнят. Это мастерская по ремонту точных механизмов – когда-то здесь чинили швейные и пишущие машинки, фотоаппараты.
Один из друзей моего отца вспоминал, что в детстве никак не мог понять – как это можно точить мех? Зато для современной молодежи иностранное слово “Jennyfer”, красующееся на современной вывеске на углу дома, загадочным вовсе не кажется. Все знают, что это – магазин модной молодежной одежды. Место парикмахерской занял бар. Ну а дополняет современный интерьер примостившийся перед домом со стороны Университетской пивной павильон.
По двум этим фотографиям можно легко отследить изменения, произошедшие с домом на протяжении нескольких последних десятилетий. Вход в здание сделали угловым. Исчезли водосточные трубы со стороны улицы Баумана и печные трубы на крыше. Да и сама крыша стала повыше: появился третий этаж. Надстроили его совсем недавно, а вот о том, чтобы сохранить единую стилистику архитектурного облика, не позаботились. Наличники с арочным завершением, украшающие оконные проемы, четко выделяются на старом снимке, а вот новому этажу их явно не хватает. И только люди все так же идут мимо старого дома по своим делам, не зная о том, что “всевидящее око” фотообъектива уже запечатлело их для истории.