11 июля живому классику татарской музыки композитору Алмазу Монасыпову исполняется 80!
Официальное празднование своего юбилея он отложил до декабря, а сам день рождения проведет в семейном кругу, в Москве, где основатель и патриарх музыкальной династии Монасыповых живет с 1972 года. Но накануне юбилея Алмаз Закирович все же приехал в родной город, чтобы присутствовать на записи нового компакт-диска, куда войдут уже известные сочинения юбиляра, в том числе его Третья симфония, а также недавно написанная “Торжественная увертюра”, посвященная тысячелетию Казани. Их интерпретацию композитор доверил молодому казанскому коллеге Рустему Абязову, который выступит в качестве дирижера Симфонического оркестра РТ.
– Рустем Юнусович, ваши впечатления о совместной работе, общении с Алмазом Монасыповым и его музыкой.
– Думаю, что событием для татарской музыкальной культуры является уже то, что к ней причастна такая личность, как Алмаз Закирович. Мне же вдвойне повезло, поскольку, кроме записи компакт-диска, я буду дирижировать его юбилейным концертом в декабре. С нетерпением жду этого события, потому что, конечно же, живое исполнение любой музыки, тем более такой экспрессивной, как Третья симфония Монасыпова, не может сравниться даже с очень качественной записью.
Третья симфония была написана в 1974 году и тридцать лет пролежала практически без движения, не считая одного, к тому же не очень удачного исполнения на пленуме Союза композиторов. Поэтому мне было безумно интересно браться за этот материал, практически целинный… На мой взгляд, в этом сочинении Алмаз Монасыпов вплотную приближается к таким гигантам нашей музыки, как Шостакович и Шнитке, – по образному содержанию, по экспрессии, по ювелирности композиторской техники. Признаюсь, для меня это огромное открытие. Я достаточно хорошо знаю татарскую музыку, но более глубокого, интересного сочинения, чем эта симфония, не встречал…
– Эта музыка автобиографична?
– Да, вот это я могу сказать наверняка. Безусловно, в ней заложены личные переживания автора в определенный момент его жизни, и они довольно драматичные. Отсюда и та экспрессия, о которой я уже сказал. Хотя буквально с первого дня, как только я познакомился с партитурой, у нас с Алмазом Закировичем идет спор. Я сразу воспринял эту музыку как трагическую, а он настаивает, что Третья симфония – драматическая. Как музыкант, я вынужден согласиться с ним, потому что он автор и у него свое видение, своя концепция. Но с точки зрения слушателя я воспринимаю многие страницы партитуры как трагические. Думаю, замечательно, если и публика услышит в этой музыке что-то свое, созвучное личным переживаниям, или у кого-то, возможно, она вызовет ассоциации с мировой музыкальной классикой. Потому что там есть намеки, в частности на Равеля, причем такие остроумные… В общем, здорово, здорово!
К сожалению, сам Алмаз Закирович всегда неохотно дает интервью. Но в этот приезд он все же сделал исключение для нашего корреспондента. Его беседу с выдающимся татарским композитором читайте в наших ближайших номерах.