Музыкальная фреска

Концерты татарской музыки давно стали неотъемлемой частью культурной жизни Москвы.

Концерты татарской музыки давно стали неотъемлемой частью культурной жизни Москвы. Связанные с различными юбилейными датами (а также вне их) выступления солистов, коллективов, музыкантов из Татарстана всегда вызывают интерес и имеют, как правило, большой успех у публики. Подтверждением этому стал и авторский концерт татарского композитора Рашида Калимуллина, который состоялся недавно в Москве в Доме композиторов.


В программе концерта были представлены сочинения, созданные Р.Калимуллиным в последние годы. Это произведения разных жанров и для различных исполнительских составов. Открылся вечер премьерой Концерта №2 для кларнета с оркестром. Это масштабное одночастное произведение, экспрессивно и динамично развертывающееся. Реализуя присущий концертному жанру игровой принцип, композитор создал выразительный диалог солирующего инструмента с оркестром, интонационная ткань которого пронизана фрагментами старинного татарского напева “Аллюки”.


Музыка для камерного оркестра “Звуки леса” написана по заказу руководителя Московского ансамбля современной музыки Ю.Каспарова и впервые была исполнена в Москве. По замыслу это подлинная симфония, раскрывающая сложный, многогранный современный мир, полный противоречий, конфликтов, уравновешиваемых образами природы, вечно гармоничной и притягательной. Музыка, сочетающая в себе интонации татарской и еврейской народной музыки, а также восточные, африканские ритмы, увлекла и захватила слушателей своим драматическим пафосом и экзотическим, почти фантасмагорическим колоритом.


Камерная симфония “Мелодия Тукая” представляет собой оркестровую версию самого знаменитого сочинения Р.Калимуллина – квартета №3 “Памяти Тукая”, удостоенного первой премии на Международном конкурсе камерной музыки им.К.Вебера в Германии и положившего начало международному признанию татарского композитора. Расширенная, оркестровая, версия, на мой взгляд, более полно раскрывает заложенный в материале выразительный потенциал. Драматическое повествование о судьбе народа и поэта, художника и мира прозвучало проникновенно и трепетно, буквально заворожив слушателей.


Концерт-поэма для солиста, смешанного хора и оркестра “Сказание о Казани” написана на текст поэмы выдающегося татарского поэта Х.Туфана “Тоскуя о Казани” и посвящена тысячелетию города. Проникнутое патриотическими, ностальгическими чувствами и настроениями, это произведение стало достойным завершением авторского вечера Рашида Калимуллина.


Вел концерт профессор Московской консерватории Всеволод Задерацкий – инициатор и организатор проводимых в России с 1991 года музыкальных фестивалей “Новое передвижничество”. Его вступительное слово было кратким, но содержательным. Он сумел в нескольких словах выразить сущность композиторской индивидуальности Калимуллина, раскрыть особенные, специфические черты его музыкального мира.


Перед концертом выступил также председатель Союза композиторов России Владислав Казенин. Он выразил свои теплые, дружеские чувства к коллеге и дал высокую оценку его творческой и музыкально-общественной деятельности.


Зал слушал сочинения Калимуллина с огромным, неослабевающим вниманием, и в этом, безусловно, большая заслуга исполнителей. В концерте приняли участие Государственный камерный оркестр “La Primavera” (художественный руководитель и дирижер Р.Абязов), камерный хор “Хыял” (художественный руководитель А.Заппарова), солисты А.Мухаметшин (кларнет) и М.Якупов (баритон). Их исполнение было глубоко волнующим, эмоциональным, а отношение к музыке трепетным и бережным.


А 15 мая в Казани, также в рамках фестиваля “Новое передвижничество”, состоится концерт Российского национального оркестра, в программе которого прозвучат сочинения А.Эшпая, В.Казенина, Р.Щедрина.


Танзиля АЛМАЗОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще