Он из многодетной крестьянской семьи. Рано познав сиротство и необходимость зарабатывать, чтобы выжить, он до сих пор сохранил в себе эту ненасытную потребность трудиться.
В последние годы мне часто приходится бывать в доме Усмана-абы, и каждый раз я застаю его в самых разнообразных заботах и делах: то из редакции позвонили и попросили написать о песнях военных лет, ведь приближается 60-летие Победы и кому как не Альмееву, первому исполнителю многих татарских песен о войне, рассказать об этом; то срочно нужно прорецензировать “Словарь музыкально-сценических произведений татарских композиторов” – опять же только он, Альмеев, может это сделать, потому что стоял у истоков национального музыкального театра. К нему приходят посоветоваться, “поплакаться в жилетку”, поделиться задумками и сомнениями. Усман Гафиатович, как радушный хозяин, не только внимательно выслушает, подскажет, напоит чаем, но и угостит отменным пловом. Десять лет как не стало его спутницы жизни Разии-ханым Файзуллиной, и Усман-абы все хлопоты по хозяйству несет на своих плечах. В его-то годы! А гости у него всегда именитые: Ильгам Шакиров, Салиса Гараева, Юлдуз Исанбет, Ринат Тазетдинов… Частым гостем в их доме был и Баки Урманче. В память об этом на стене висит огромный портрет жены, написанный кистью знаменитого художника. А скольким будущим звездам татарской эстрады дал напутствие Усман-абы! Среди них Идеал Ишбуляков, Шамиль Ахметзянов, Флера Сулейманова…
В Доме актера он руководит секцией ветеранов сцены, каждую пятницу они собираются вместе, согреваются теплом воспоминаний о годах, отданных сцене, совместно проводят юбилеи, дни рождения. И душой всех начинаний является Усман-абы. Он поможет найти выход из любой, даже самой трудной житейской ситуации, потому что пользуется большим уважением не только у своих коллег, но и у руководства республики.
Это сейчас. А вот как все начиналось…
Еще в первом классе учительница предсказала Усману, что он станет актером. И не ошиблась. Правда, с первого раза в Казанский театральный техникум его не приняли – ростом не вышел… Но на следующий год он еще раз попытал счастье, и оно ему улыбнулось. Занятия по актерскому мастерству проходили в Татарском драматическом театре им.Г.Камала, где музыкальной частью тогда заведовал Салих Сайдашев, блистали на сцене знаменитые драматические актеры Зайни Султанов, Хусаин Уразиков, Фатыма Ильская, певцы Ситдик Айдаров, Галия Кайбицкая. Днем Альмеев присутствовал на их репетициях, а вечером шел на спектакль… Параллельно он брал уроки вокала в музыкальном училище у известного педагога Екатерины Георгиевны Ковельковой. Однажды во время урока в класс вошел незнакомый человек и, услышав пение Альмеева, сказал: “Из вас получится толк. Вы будете учиться в консерватории, готовьтесь к отъезду”. Это был профессор Московской консерватории Назар Григорьевич Райский. Но и здесь не все оказалось гладко. После окончания театрального техникума Альмеева включили в основной состав камаловской драматической труппы и поначалу никак не хотели отпускать из театра. Полгода Усман Альмеев упрашивал, доказывал необходимость своего обучения в Москве в музыкальном вузе. Словом, когда он приехал, занятия в оперной студии Московской консерватории уже начались: классы были сформированы, педагоги распределены. Сжалившись, профессор Софья Ивановна Друзякина согласилась прослушать Альмеева и взяла его к себе. Все годы учебы она относилась к нему почти как к сыну. Заботилась о нем, приглашала на свои концерты, помогала во всем. В прошлом С.И.Друзякина была известной оперной певицей. Вокальному мастерству она училась в Италии, была солисткой Зиминского театра, где пела ведущие оперные партии – Татьяны, Чародейки, Лизы, Кармен… И поныне, когда Усман-абы рассказывает о своем педагоге, у него глаза загораются, он заметно волнуется, когда перебирает ее фотографии, которые хранит как реликвии.
У него самого голос от природы был очень ровного и красивого тембра, к тому же большого диапазона, что позволяло Альмееву без труда исполнять как теноровые, так и баритональные партии. Большую роль в его творческой биографии сыграло и то обстоятельство, что он начинал как драматический актер. Это очень редкое сочетание – певец и актер в одном лице.
К великому моему сожалению, мне не довелось видеть оперные спектакли с участием Усмана в пору расцвета его таланта. Поэтому приведу высказывание известного музыковеда Зайнаб Хайруллиной: “…уникальным было его умение перевоплощаться. В одной и той же опере он исполнял роли, прямо противоположные по характеру. В опере Жиганова “Качкын” (“Беглец”) он и в роли степенного деревенского старика, и в роли свирепого офицера, в опере “Галиябану” Музафарова ему достаются роли главного героя – влюбленного Халиля и рассудительного отца Галиябану – Бадри”.
А вот спектакль “Алтынчеч” с участием Альмеева я хорошо помню. Усман Гафиатович пел партию ханского слуги Урмая. Мне хорошо запомнился этот отвратительный тип, который буквально ползал за своим хозяином, желая ему угодить…
Но самой большой творческой удачей певца по праву считается образ приказчика Галимжана из музыкальной комедии “Башмачки”. Образ обаятельный, искрометный… Как вспоминает артист, он сотни раз выступал в этой партии и всегда с большим удовольствием. Ни один его концерт не обходился без исполнения куплетов и ариозо Галимжана. Слушатели всегда требовали: “Башмагым, башмагым!”
Наряду с карьерой оперного певца Усман Альмеев ярко заявил о себе и как мастер эстрады, песенного жанра. Он был в числе первых татарских певцов, которые привнесли на концертную эстраду особую манеру исполнительства и общения с аудиторией, более сердечную и доверительную. Его умение вживаться в песенный образ, видимо, тоже идет от актерского прошлого. Каждая его песня – это своего рода новелла, маленький спектакль.
Когда я слушаю в исполнении Усмана Альмеева романс Рустема Яхина “Когда войдешь в дремучие леса” или песню Сары Садыковой на стихи Сибгата Хакима “Мои года – мое богатство”, не перестаю удивляться тому, как хорошо они ложатся на его голос. Возможно, потому, что Усман-абы поет и о себе, о своей жизни?..
Клара ТАЗИЕВА.