Обычно художники, претендующие на Государственную премию РТ им.Г.Тукая, спешно готовят свои персональные выставки. Думается, нынешнему соискателю – казанскому художнику Зуфару Гимаеву (на снимке) это ни к чему. Две постоянные экспозиции его картин находятся в ведущих театрах республики – Камаловском и Тинчуринском. Здесь выставлены портреты выдающихся деятелей татарской культуры, написанные Гимаевым за последние два десятилетия. Кроме того, в эти дни на выставке “Художники Татарстана” в Москве экспонируется его портрет Х.Туфана.
В центральной печати, на российских выставках, на региональной выставке “Большая Волга” имя Зуфара Гимаева постоянно упоминается в числе мастеров отечественной живописи. Полотна художника отличаются тонкой музыкальной тональностью и оригинальностью живописной манеры. Работая не с натуры, а “по поводу натуры”, он находит гармонию между жизнью, современным искусством и собственным “я”. Для более выразительной передачи душевного состояния своих героев он краски кладет тонким прозрачным слоем, пользуется лессировкой. Оттого многие работы как бы светятся изнутри, колорит получается мягким, цветовые сочетания нежными.
У него нет фотографически позирующего портрета, не ограничивает себя художник и камерной формой. Важной составляющей для психологического раскрытия духовного мира человека является и фон картины. Цветущий куст сирени в портрете С.Сайдашева гармонирует с вдохновенным обликом композитора, его голубыми глазами, белым одеянием. А мощное, крепкое дерево с молодой порослью, на фоне которого изображен режиссер Празат Исанбет, приобретает символическое звучание.
Его композиции удивительно пластичны. Опыт работы в области пантомимы (З.Гимаев – один из мастеров этого жанра в Казани) позволяет ему подметить в жесте, позе скрытый от обычного взгляда внутренний мир человека. Среди портретов наших современников особой выразительностью отличается портрет драматурга Туфана Миннуллина. Он предстает вроде бы в спокойной, отдыхающей позе, тем не менее в ней выражена мятежная, неравнодушная душа художника-мыслителя. Этому способствует и ровный фон, взбудораженный местами динамикой световых пятен. А в портрете Д.Сиразиева одна маленькая деталь – “плачущая” маска на чистом белом фоне – раскрывает трагичность судьбы талантливого режиссера.
Особой поэтичностью, лиризмом пронизаны женские портреты. Портрет С.Гиззатуллиной-Вожской восходит к лучшим традициям русского реалистического портрета начала ХХ века – невольно вспоминаешь полотна М.Врубеля, В.Серова. Контрастное сочетание малахитово-зеленого костюма на фоне красного создает драматическое ощущение времени. В вертикальности композиции сокрыта устремленность актрисы к самовыражению, готовность противостоять испытаниям и невзгодам. А на портрете Ф.Камаловой в позе, во взгляде, наряду с выразительной внешностью актрисы, подчеркиваются острый ум, властный характер, уверенность в себе. Эти и другие портреты, написанные кистью живописца З.Гимаева, пополнили и обогатили коллекцию музея театра им.Г.Камала, помогая сохранить в памяти поколений облик незаурядных личностей, талантливых представителей татарского народа. Эта галерея – бесценный вклад в татарскую культуру, в развитие изобразительного искусства Татарстана в таком его сложном жанре, как портрет.
Рауза СУЛТАНОВА.