На днях на Казанской студии кинохроники чествовали заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, старейшего в республике кинорежиссера Хариса Фахрутдинова, которому исполнилось семьдесят…
Харис Фахрутдинов – это целая эпоха в кинематографе Татарстана. На Казанскую студию кинохроники он пришел в 1962 году. К этому времени у него за плечами был педагогический институт и несколько лет работы школьным учителем. И вдруг он резко меняет свою жизнь и начинает все с нуля – приходит на киностудию ассистентом кинооператора. В его обязанности входило носить на себе тяжелую, громоздкую аппаратуру… Правда, с оператором ему, несомненно, повезло – он стал работать с опытнейшим Петром Прокопьевичем Ожеговым.
А еще с юности Фахрутдинов писал стихи и прозу. Написал он рассказ и о своем первом учителе в кинематографе Петре Ожегове и отправил на конкурс во ВГИК…
Вспоминая те годы, Харис Фасхиевич признается: “Я не думал, что меня примут. Там в приемной комиссии сидели Сергей Герасимов, Михаил Ромм… Остальных я тогда не знал, в том числе и Леонида Михайловича Кристи, у которого потом учился… К тому же экзамен начался с того, что они мне сказали: “Один институт, молодой человек, вы уже закончили. Наверное, родители надеялись, что вы вернетесь и будете им помогать…” Я задумался о матери, ее тяжелой жизни и, честно говоря, забыл, что на экзамене сижу. А потом меня попросили вспомнить какие-нибудь интересные случаи из детства… А какое детство у деревенских пацанов! Им, то есть нам, тяжело было и в военные, и в послевоенные годы. Главное для нас было выжить! У меня было много рассказов на эту тему. Так вновь началась для меня студенческая жизнь…”
Дипломной работой Хариса Фахрутдинова стал фильм “Габдулла Тукай”. Снимал картину Валерий Севастьянов. Дело было в 1968 году. Коллегия Госкино приняла фильм “на ура”. Новоиспеченного режиссера уже стали поздравлять. Но вдруг что-то происходит – и картину “арестовывают”.
“В то время, – вспоминает Харис Фасхиевич, – в Москве стали закрывать татарские школы, а мой фильм начинается стихотворением Тукая на татарском языке… В общем, единственную копию фильма мне не вернули… Я бегом к своему мастеру. Леонид Михайлович попросил у меня перевод текста и пошел с ним к министру. Фильм благополучно приняли, при этом министр еще и похвалил Кристи: “Молодец твой студент, хорошая картина!” Это я уже потом узнал, что они с министром были однокашниками.
Я всю жизнь благодарен Леониду Михайловичу за то, что он мой дипломный фильм спас. Иначе неизвестно, как бы все повернулось”.
А потом началась обычная киношная жизнь. Снимать приходилось обо всем: о строительстве КамАЗа, о нефтяниках, машиностроителях, сельских тружениках, поэтах и художниках… Всего Харисом Фахрутдиновым создано более 40 документальных фильмов, и среди них нет “проходных” картин. Если в титрах значится его имя – это своего рода знак качества. Потому что, о чем бы ни снимал Фахрутдинов, главной темой его фильмов была нравственная сторона жизни людей: человечность, любовь к родной земле… “В этом и есть смысл нашей профессии”, – считает режиссер.
В свое время его кинолента “Иван Шишкин” была признана лучшим фильмом года. Призами, наградами отмечены и другие его творческие работы. Но, прежде всего, его режиссерский опыт – это опыт преодоления. В те годы многое приходилось прятать в подтекст, иначе фильм мог оказаться “на полке”. Хорошо жили только те, кто снимал фильмы-плакаты. А Фахрутдинова даже антисоветчиком называли…
Последнее десятилетие было особенно сложным для российского кино вообще и татарстанского в частности. Тем не менее Харис Фасхиевич продолжал снимать о том, что близко его душе. Съемки фильмов “Тамырлар” (“Корни”) и “Иман” продолжались несколько лет, так как, если деньги заканчивались, приходилось долго сидеть ” в консервации”.
“Мы выезжали на съемки с одной канистрой бензина, – вспоминает он. – Председатели колхозов выручали… Повезло нам и с оператором, снимал Рафаэль Гараев, а это значит – ни одного метра “бракованной” пленки. Директора школ, руководители художественной самодеятельности помогали в восстановлении национальных обрядов, многие из которых уже забыты… Организация съемок была великолепной – и в Шалях, и в Арске, и в деревне Чачакле, что на границе с Самарской областью. Поддержал нас и Госкомитет по кино во главе с Зуфаром Гарифовичем Бухараевым. Мы одновременно завершили обе картины. Я всем очень благодарен”.
Одна из них была представлена на Международном кинофестивале тюркоязычных народов в Стамбуле. Фахрутдинов вместе с другими членами делегации стал свидетелем триумфа татарстанской программы. Кинозалы были переполнены. Зрители стоя аплодировали и не скрывали своих слез…
Харис Фасхиевич Фахрутдинов, безусловно, счастливый человек. Более сорока лет жизни он отдал любимому делу – кинематографу. Во многих своих картинах он выступал не только как режиссер, но и как автор сценария. Четырнадцать лет он возглавлял Союз кинематографистов РТ, а в 2000 году был избран академиком Национальной академии киноискусства – единственным от Татарстана. Его фильмы любимы зрителями, его уважают коллеги, молодежь прислушивается к советам аксакала, а что еще надо для счастья?..
Елена АЛЕКСЕЕВА.