Горький возвращается

Как мы уже сообщали, недавно в казанском литературно-мемориальном музее А.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

information_items_1347368841

Как мы уже сообщали, недавно в казанском литературно-мемориальном музее А.М.Горького состоялись традиционные Горьковские чтения. Вела их доктор филологических наук, профессор, научный сотрудник Института мировой литературы РАН Лидия Спиридонова, которая высоко оценила вклад казанского музея в пропаганду творческого наследия писателя и отечественное горьковедение.


Максим ГорькийНапомним, что после распада Советского Союза произошла определенная переоценка достижений советской литературы вообще и личности, творческого наследия Максима Горького в частности. Его профиль исчез с логотипа на титульном листе “Литературной газеты” и книжной серии “Новая библиотека поэта”, основанной Горьким в 1931 году. Забыты и другие просветительские, литературные и культурные инициативы писателя. В школьных программах изучение его наследия сведено к минимуму. В Москве намеревались закрыть его музей в бывшем особняке Рябушинского, а сам особняк передать под “более рентабельное предприятие”. Как на все это реагируют ученые, посвятившие себя изучению горьковского наследия? С этого вопроса началась наша беседа с профессором Лидией Спиридоновой.


– Защищать Горького можно и нужно только научными трудами, основанными на документах, – сказала она. – Уже издано одиннадцать томов переписки Алексея Максимовича, готовы к печати еще два тома, в каждом из которых треть документов публикуется впервые. Кроме этого, вышли подготовленные нами книги “Неизвестный Горький”, “Горький: диалог с историей”, сборники “Максим Горький. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко” и “Вокруг смерти Горького”. Все это дает возможность развеять мифы, легенды и клевету вокруг жизни и творчества писателя.


– Например?


– Так, его переписка со Сталиным опровергает легенду о том, что-де Горький написал большую книгу о вожде. По одной версии – с целью восхваления, и в этом случае Горький предстает сталинистом, по другой – писатель запечатлел истинный облик вождя, так как в последние годы своей жизни разочаровался в Советской власти. На самом же деле Горький сделал лишь черновой набросок очерка под названием “Иосиф Сталин” для книги “Россия сегодня”. Из писем также видно, что Горький деликатно уклонился от роли биографа Сталина.


Или возьмем вопрос о том, умер писатель своей смертью или его убили? Чтобы не было кривотолков, мы издали книгу “Вокруг смерти Горького” с подзаголовком “Документы, факты, версии”. В ней опубликованы история болезни Горького, протокол вскрытия, свидетельства близких писателя: Екатерины Павловны Пешковой, Марии Игнатьевны Будберг, внучки Марфы, сиделки Олимпиады Чертковой, секретаря Петра Крючкова. И здесь же впервые опубликованы воспоминания коменданта дома Горького на Малой Никитской Ивана Кошенкова. Чем они интересны? Из них мы узнаем, что, оказывается, уже на третий день болезни Горького, находившегося в Горках, когда еще было неизвестно, чем все завершится, в его московском доме появился секретарь Крючков (осведомитель, завербованный главой НКВД Генрихом Ягодой) и вывез весь архив Горького. Кое-кто не сомневался в неизбежности смерти писателя и потому решился на изъятие архива еще при его жизни. Это, по-моему, косвенное доказательство того, что Горькому помогли умереть.


– А в телесериале “Под знаком Скорпиона” убийцей, отравительницей Горького представлена Мария Будберг (Закревская)…


– Это клевета на преданного друга и помощника Алексея Максимовича, которой он посвятил свое самое значительное произведение – роман “Жизнь Клима Самгина”. Более пятнадцати лет она была хозяйкой его дома в Сорренто, а потом и петроградского. Мария Игнатьевна была с ним и в последние дни его жизни: Алексей Максимович умер у нее на руках. Впервые опубликованная нами переписка Горького и Будберг (1920-1936 гг.) дает подлинную картину их взаимоотношений и показывают настоящее место этой незаурядной женщины в жизни писателя и его литературно-издательской деятельности.


А возьмите так называемые “Исторические хроники” Николая Сванидзе! Одну из передач этого цикла он посвятил Горькому. Но как? Был взят 1907 год. Меня попросили дать консультацию. Естественно, я поинтересовалась: почему Горького решили показать именно в этом году? А ларчик просто открывался. Тогда в Стокгольме проходил Пятый съезд РСДРП(б), и автору нужно было еще раз лягнуть большевиков. Горький, приглашенный на съезд впервые, там познакомился с Лениным и не только присутствовал на заседаниях, но и заботился о делегатах: угощал их бутербродами, пивом. “Как это смешно!” – сказали мне режиссеры. А в их сценарии на каждой странице были неверные факты, и мне пришлось его “почистить”. В итоге же все, что говорило в пользу Горького, осталось за кадром.


Но мы не только опровергаем клевету и измышления в адрес Горького, но также исправляем ошибочные утверждения на его счет в советском литературоведении. Напомню, что Горький был провозглашен “буревестником революции” и “основоположником метода социалистического реализма”. Если с первым можно согласиться, то второе не соответствует действительности. Из стенограммы выступления Горького на заседании оргкомитета Первого Всесоюзного съезда писателей, которая до сих пор не опубликована, видно, что он всячески противился партийному диктату в литературе и считал, что Союз писателей должен быть творческой организацией.


Не говорил он о методе социалистического реализма и на самом съезде. Этот термин придумал литературный критик Иван Михайлович Вронский, о чем и рассказал в своих воспоминаниях. А единственная статья Алексея Максимовича о соцреализме в первом номере журнала “Литературная учеба” была лишь данью сформулированному не им методу. В моей книге “А.М.Горький. Новый взгляд” по-новому освещается и вопрос о творческом методе самого писателя, названном им “социалистическим романтизмом”.


– Можно ли сказать, что нынче Алексей Максимович Горький возвращается к нам?


– Конечно. Это подтверждает и имевшая большой резонанс дискуссия в редакции “Литературной газеты” накануне ее 75-летия. В итоге в этом году профиль Горького вернулся на ее логотип. Восстановлена историческая справедливость. Ведь издание “Литературной газеты”, основанной при участии Пушкина, возобновилось в 1929 году благодаря Горькому. О возвращении писателя говорит и возросший интерес к его творчеству, и то, что на телеканале “Культура” вновь демонстрируются фильмы-спектакли “Васса Железнова”, “Мещане”, “Враги”, “Дети Солнца”.


Но должна сказать, что Горький возвращается к нам другим. Благодаря новым архивным документам, а также исследованиям последних лет, в том числе и казанских ученых, очевидно, что Горький – не та фигура, какой он был представлен средствами массовой информации в годы “перестройки”, что он гораздо глубже, интереснее и как писатель, и как человек.


Горький вовсе не был таким правоверным марксистом, каким его изображали в советском литературоведении. Судя по письмам, его понимание социализма довольно сильно отличалось от ленинского. В них гораздо резче, чем в “Несвоевременных мыслях”, говорится о Ленине, Троцком, Зиновьеве и Луначарском, о лозунге “Грабь награбленное!”. Позже Горький сблизится с большевиками, будет им помогать, но и тогда не откажется от “свободы думать по-своему”.


В письмах гораздо откровеннее, чем в публицистике и художественных произведениях, Горький высказывается обо всем, что происходит в стране. В них раскрывается и его внутренний мир. Они дают представление о стремительном духовном взлете талантливого самоучки Алеши Пешкова, который уже в 1899 году стал всемирно известным писателем. Действительно, если взять его письма Льву Толстому и Глебу Успенскому в первом томе переписки, то они написаны чужой рукой, так как юноша был еще не в ладах с грамматикой и стеснялся это показать. Но спустя всего лишь три года письма его станут не только грамотными, но и полными раздумий о собственной жизни, и даже философичными. “Мое мнение, лучше больше пережить, чем дольше прожить”, – признается он в 1892 году. И далее размышляет: “Но что есть эта жизнь? Конечное или же переходная форма к будущему?”


Тем, кто интересуется его личной жизнью, советую познакомиться с впервые опубликованными письмами Горького к Ольге Каменской. Она прототип героини рассказа “О первой любви”. А также прочитать его письма Екатерине Павловне Волжиной. Это потрясающие документы, в которых Алексей Пешков раскрывает невесте свою душу перед женитьбой. Он мучается сомнениями и признается, что совершенно не понимает себя. “В этом, – как он пишет, – мое несчастье”.


Мы с вами говорим, что Горький возвращается к нам, а ведь в остальном мире он и не уходил никуда. Его не ниспровергали, как у нас. Серьезные исследователи занимались и продолжают заниматься творчеством писателя. Вот несколько примеров. Университет штата Южная Каролина в США издал недавно солидный библиографический справочник с очень объективной статьей о Горьком. Мне это издание прислал ее автор, крупный литературовед Барри Шер. А профессора из Японии, участники симпозиума в Нижнем Новгороде, рассказали нам, что Горький для них очень современен, потому что их страна в экономическом и социальном отношении сейчас переживает то, что было когда-то в России. Не забуду, как они запели “Солнце всходит и заходит…” Эту песню очень любят в Японии.


– Наверное, и мы с полным правом можем считать Алексея Максимовича нашим современником.


– Конечно. Перечитайте Горького – и вы увидите, как он актуален. Взять хотя бы его рассуждения об Америке, относящиеся к 1906 году. Уже тогда он ощутил атмосферу бездуховности и фальши, преклонения перед долларом, стремление навязать миру свою власть. Или его знаменитое: “Если враг не сдается, его уничтожают”. Что в этом крамольного, почему цепляются к этому выражению недруги Горького? И что делать сегодня с террористами? Молиться на них?.. Писатель ушел из жизни, когда его Родине и всему миру угрожал фашизм, и в предсмертном бреду Горький повторял: “Будут войны, надо готовиться”.


В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть: мы стараемся, опираясь на новые документы, показать, каким Горький был на самом деле, не приукрашивая, но и не очерняя его. Стремимся преодолеть догматический подход к его творчеству, глубже и всесторонне раскрыть драму человека и художника, отражающую противоречия “трагической и прекрасной” (по его выражению) эпохи, в которой он жил и творил.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще