14 августа 2022

Звезда по имени Венера

Опубликовано: 24.03.2005 0:00

Сегодня отмечает юбилей прима Татарского театра оперы и балета, народная артистка России и Татарстана Венера Ганеева. За неполные двадцать три года творческой деятельности ею спето более тридцати ведущих оперных партий. А песням, снискавшим ей славу звезды татарской эстрады, Венера Ахатовна и вовсе не ведет счет. Есть у нее и опыт драматической актрисы. В 1986 году Марсель Салимжанов пригласил молодую и еще мало кому известную солистку оперного театра на главную женскую роль в спектакле ТГАТ имени Г. Камала «Голубая шаль». Именно образ Майсары принес ей широкую известность, а поклонники драматической актрисы В.Ганеевой вскоре стали и ее оперными фанатами.


Народная артистка России и Татарстана Венера Ганеева. Фото Евгения КанаеваБолее того, к талантам Венеры-ханум я бы причислила ее огромное чувство юмора, умение пародировать. Нет, она не пыталась специально меня рассмешить, просто показала, как поют некоторые наши известные певцы. Получилось очень похоже, но до чего же смешно!


У нас есть немало талантливых исполнителей, отмеченных всевозможными регалиями, но так и не сумевших найти путь к сердцу простых слушателей. И наоборот, иногда всенародные любимцы остаются долгие годы официально не признанными. Венера Ганеева удостоилась и наград, и почестей, и признания широкой публики. Кроме того, она профессор, заведующая кафедрой Казанского университета культуры и искусства. Наконец, просто обаятельная, умная женщина. А когда сразу столько талантов и достоинств соединяются в одном человеке, невольно хочется понять: что это — судьба, везение? А может, просто гены?..


Венера Ахатовна, по ее собственным словам, из простой, «рабоче-крестьянской» семьи. Из троих детей она старшая.


— Отец любил играть на гармони, мать замечательно пела. Голос мамы до сих пор, словно ручей, звучит в моей памяти, — вспоминает певица. — Родителей уже нет в живых, а братья, слава Всевышнему, живут в Казани, уже внуков растят.


Ее «музыкальные» гены дали о себе знать еще в детстве, но, конечно, никто в семье не прочил девочке карьеру певицы: не кинулись покупать пианино, не метались в поисках музыкальной школы с лучшими педагогами.


Венера Ганеева окончила обычную казанскую школу № 89 имени Г.Ибрагимова, правда, в ту пору одну из немногих, где обучение велось на татарском языке. (У Венеры-ханум приятный татарский говор. Пожалуй, именно общение на родном языке в школе и дома обогатило ее речь образностью, живостью.) В школе проводились литературно-музыкальные вечера с участием известных артистов — Айрата Арсланова, Венеры Шариповой… Был также хор, которым руководил опытный музыкант Ф.Ахмадиев. Будучи еще школьницей, В.Ганеева стала солисткой некогда знаменитого вокально-инструментального ансамбля «Саз».


— Затем я поступила в музыкальное училище,- рассказывает Венера-ханум. — Училась у талантливого педагога Клавдии Захаровны Щербининой. Она обладала удивительным даром терпения. Я до сих пор обращаюсь к ней за советами. Но поначалу мне было трудно. Я получала двойки по сольфеджио, по теории музыки. Сдавать общеобразовательные предметы на русском языке тоже было нелегко. Приходилось очень стараться. И в результате училище я окончила с красным дипломом.


Однако путь к высотам певческой карьеры оказался для нее тернистым. Один из приемных экзаменов в консерваторию она не прошла… Девушка пришла забирать документы, и тут, прямо в коридоре, ее, ниже плеч свесившую голову, окликнул ректор Назиб Жиганов. Поинтересовался: дескать, почему такая невеселая? В двух словах она поведала свою историю. Прежде Назиб Гаязович уже слышал ее пение и потому назначил повторное прослушивание, которое она успешно прошла.


— Уж коли я поступила в консерваторию при помощи ректора, надо было доказывать, что по праву занимаю здесь место, — продолжает Ганеева. — Опыт неудач помог мне воспитать в себе бойцовские качества, целеустремленность. В консерватории я училась в классе Валентины Андреевны Лазько. Это уже другая школа, классическая в полном смысле этого слова. Думаю, вкупе с моими природными данными это и помогло мне стать профессионалом.


— Венера-ханум, вы работаете в разных жанрах. А какой вам ближе?


— Я люблю петь, люблю свою профессию, поэтому во всех жанрах чувствую себя комфортно. Скажем, в опере за три-четыре часа я проживаю целую судьбу, прохожу весь жизненный путь своей героини. Это такое эмоциональное «самосожжение» и вместе с тем такая благодать, что и не передать словами. На эстраде этого нет, там совершенно другие ощущения. Но и здесь, и там — сцена. Я сцену очень люблю!


— Значит, по-вашему, сцена — это «экстрим», место для острых ощущений? А какой «экстрим» вам больше всего запомнился?


— Ну, вспомнить хотя бы 1989 год. Идет конкурс «Татар жыры». Тогда еще не было таких «чудес» техники, как CD, мини-диски… Фонограмму записывали на обычную магнитофонную ленту. И вот я только начала петь, и на втором куплете фонограмма… оборвалась. Наверное, лента замоталась. Но, как ни в чем ни бывало, я пою дальше… Хотя можно представить, чего мне это стоило. Лишь на пятом, заключительном куплете, подыгрывая мне на ходу, на сцену вышел с баяном Рашит Мустафин. В общем, я была довольна, что не растерялась. А как мне аплодировали! В итоге я стала лауреатом конкурса.


— А вы всегда довольны собой?


— Увы… Иногда мне не хватает терпения, сдержанности. Резким словом могу обидеть. Потом, конечно, очень жалею об этом, переживаю… Но в работе я и себе поблажек не делаю. Недовольство собой стимулирует стремление совершенствоваться.


— А какой вы педагог, Венера-ханум?


— Когда меня в 2000 году пригласили преподавать в университете культуры и искусства, неожиданно для себя я открыла, что, оказывается, работа с молодыми мне по душе. Когда вижу, что они действительно хотят чему-то у меня научиться, то и я стараюсь дать им как можно больше. Но в отличие от моих педагогов я нетерпелива — хочу больших результатов за меньшее время. Пять лет — очень малый срок для того, чтобы стать «звездой», поэтому надо работать и работать. До седьмого пота. Но зато как я радуюсь успехам своих учеников, как горжусь ими!


— Как же вы из них делаете «звезд»?


— Мы со студентами разучиваем мировую и татарскую классику, народные песни, участвуем в различных конкурсах. Я так понимаю: будущую «звезду» хлебом не корми, дай только на сцену выйти и себя показать. А в том, что касается подбора репертуара, манеры исполнения, я всегда им помогу. Специально для этого я начала проект «Фабрика звезд по-татарски», который намерена продолжить и в будущем.


— Недавно в Казани прошел международный конкурс татарской песни имени И. Шакирова. Я знаю, что двое ваших учеников оказались в числе его лауреатов. Об этом конкурсе пресса информировала достаточно полно, но хотелось бы узнать ваше мнение о нем как профессионала и члена жюри.


— В этом году в конкурсе участвовали молодые певцы из Татарстана, Москвы, Чувашии, Башкортостана, Тюменской, Челябинской, Омской, Астраханской и других областей. Вроде бы такая широкая география, и все же среди молодых дарований нынче не оказалось достойных Гран-при. Возможно, кому-то помешало проявить себя излишнее волнение. Однако на то и конкурс, чтобы доказывать свое право на творчество, проявлять бойцовские качества!


— На российской эстраде уже давно царят законы шоу-бизнеса, постепенно они проникают и на татарскую эстраду. На ваш взгляд, это хорошо или плохо?


— У шоу-бизнеса есть свои плюсы, но и минусов немало. К примеру, мне не нравится, что теперь и у нас молодых певцов «раскручивают». Сутками по радио и ТВ звучат одни и те же «хиты» — это все равно, что молотком по голове стучать… Хорошо бы, певцы хоть петь умели, а то ведь безголосые, без музыкального образования… Вы можете возразить: мол, в российском шоу-бизнесе та же картина. Но там есть место таким мэтрам, как София Ротару, Алла Пугачева! Я не против того, что шоу-бизнес делает ставку на молодых исполнителей, но пусть их отбирают по таланту, пусть они проходят через худсоветы. Да и наше поколение, считаю, рано еще сбрасывать со счетов.


— На сцене, в творчестве вы, кажется, достигли всего, о чем только может мечтать певица. Но и сегодня вы в прекрасной форме, в расцвете творческих сил и, наверное, тоже о чем-то мечтаете?


— Если мне и удалось чего-то достичь в жизни, то ценой упорного труда, постоянных поисков и открытий. Вот и сегодня хочется порадовать любимую публику и голосом, и мастерством, и хорошей формой. Хочется увидеть результат и своей педагогической работы.


— Венера-ханум, мы знаем, какая вы на сцене. А в быту, дома?


— Я считаю свой дом самым красивым и уютным местом на свете. Люблю готовить, хотя это отнимает уйму времени. Люблю чистоту и порядок в доме. С удовольствием принимаю гостей. Быть хорошей хозяйкой — у нас, татарок, в крови.


— А кто у вас в доме глава — вы или муж?


— Разумеется, муж. Он хозяин, король. А королем управляет женщина… При необходимости Камиль может и посуду помыть, и в других домашних делах помочь. Как же иначе, ведь мы уже почти двадцать лет вместе.


— Венера-ханум, где вы отдыхаете?


— Раньше много ездили по заграницам, но в последнее время предпочитаем Прибалтику. Не знаю, связано ли это с улучшением сервиса, но почему-то хочется быть ближе к дому.


— Когда запланированы ваши юбилейные концерты?


— До завершения реконструкции театра трудно назвать конкретную дату. Сейчас я разучиваю партию Зайтуны из новой татарской оперы о любви поэта Габдуллы Тукая (музыка Резеды Ахияровой, либретто Рената Хариса). Ее премьера будет приурочена к празднованию тысячелетия Казани. Планирую выпустить свой юбилейный альбом с ариями из опер, романсами, песнями. Хотелось бы также съездить в Москву с сольным концертом — давно уже я не выступала перед московской публикой..


— Если не секрет, какие цветы любите?


— Мне нравятся хризантемы и астры, только непременно белые.


Рузия САФИУЛЛИНА.

image_printРаспечатать

Выпуск: № 57-58 (25393)


Добавить комментарий

11.08.2022

За кулисы театра вместе с Тукаем

Музы Мельпомена и Талия довольны! Ибо в Казани тысячелетней презентовали пешую экскурсию «Тукай и история татарского театра».

5580
11.08.2022

Сто лет казанского авангарда

Выставка «Озарения», открывшаяся в самарской галерее «Виктория», – это, по сути, первая попытка представить своеобразную антологию казанского современного искусства за сто лет.

6120
11.08.2022

Камаловцы сверили часы

В Татарском академическом театре им. Г.Камала прошёл сбор труппы после летнего отпуска

Фарид Бикчантаев рассказал о ближайших премьерах и в целом о планах театра на новый, 117-й сезон.

5590
10.08.2022

Спасской ярмарки краски

Более трёх тысяч участников, в том числе около шестисот мастеров народных промыслов, ста фольклорных ансамблей, семи десятков звонарей со всей страны собрала под открытым небом завершившаяся в Елабуге 15-я по счёту Всероссийская Спасская ярмарка.

5910
10.08.2022

Качаловцы вернулись из отпуска

Александр Славутский поздравил всех с началом очередного творческого года и представил коллективу новых молодых артистов.

4990

Мнение

Андрей БОЛЬШАКОВ, заведующий кафедрой конфликтологии Казанского федерального университета:


Отказ от Болонской системы в сфере нашего высшего образования считаю закономерным. В России она сыграла в целом отрицательную роль, способствуя «утечке мозгов». Университетская школа сегодня в поиске своего облика: гуманитарии могут сконцентрироваться на воспитательной функции образования, а технари должны решать вопросы подъёма промышленности.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru