В эти дни ему исполнилось бы сто лет. Народный артист Татарстана Абдулгазиз Зиатдинов, выходец из семьи крестьянина-бедняка, проживавшей в деревне Чувалькиб Уфимской губернии, не помышлял с детства стать актером. Мечта появилась после того, как он впервые в одном из уральских городов, куда он после службы в ЧОНе (частях особого назначения) поехал работать шахтером, увидел выпускной спектакль студентов Казанского театрального техникума. Увиденное так впечатлило и заворожило парня, что он сразу и бесповоротно влюбился в театр.
Целеустремленность и упорство привели его, двадцатипятилетнего, в 1929 году в Казань, где он, сдав экзамены, поступил в театральный техникум. После его успешного окончания был направлен в Астраханский государственный татарский театр, где был замечен и уже через год назначен заместителем директора и актером Московского государственного татарского театра. С 1934 же года и до выхода на пенсию А.Зиатдинов – актер Татарского академического театра имени Г.Камала.
Уже в те годы татарский театр располагал талантливыми актерским силами. И молодежь театра, в числе которой был и Зиатдинов, в полный голос заявляла о своей творческой состоятельности. Московский критик В.Лесков в №7 журнала “Театр” за 1940 год отмечал, что актеры-камаловцы в спектакле по пьесе А.Арбузова “Таня” играют раскованно и вдохновенно, с неподдельным чувством. Особенно хороши Фатыма Ильская в роли Тани и Абдулгазиз Зиатдинов в роли таежного охотника Соколова.
Повезло молодому актеру быть партнером талантливой Фатымы Ильской и в спектакле “Хозяйка гостиницы” К.Гольдони. Зрители отлично принимали спектакль, живо реагируя на остроумие и веселость игры актеров. Неуклюжий, самовлюбленный и самоуверенный солдафон – таким представал кавалер де Рипафратт в исполнении Зиатдинова.
Не стоит, пожалуй, подсчитывать, сколько ролей сыграл за свою сценическую жизнь Зиатдинов. Ему не нравилось, когда его спрашивали, какая у него самая любимая роль. “Все любимые! – отвечал он в таких случаях. – Разве можно не любить то, чему отдаешь свое сердце?” Шли годы, одна роль сменяла другую. Чех интервент Хайдель в “Бишбуляке” Т.Гиззата, добрый лесник Василий в “Шамсекамар” М.Аблеева, старик Шайхи в “Голубой шали” К.Тинчурина, Профессор в “Зяте профессора” Ш.Хусаинова, Сталин в “Человеке с ружьем” Н.Погодина, Квач-урядник во “Врагах” М.Горького, директор завода Сапсакаев в “Человеке со стороны” И.Дворецкого…
Заслуженный успех сопутствовал актеру в роли Колый Тархана в комедии “Хужа Насретдин” Н.Исанбета. Сколько интересных штрихов, особенностей нашел актер для этой роли, над которой заразительно смеялся зритель. В этом же спектакле он играл воеводу Гимая-баскака, типичного грабителя-самодура.
В спектакле “Тукай” А.Файзи Зиатдинов создал образ революционера Хусаина Ямашева, который привлекал своей убежденностью, простотой, деликатностью и портретным сходством.
Одна из несомненных удач актера – образ Капитона Егорыча в спектакле “Чти отца своего” В.Лаврентьева. Зиатдинов сыграл человека спокойного, справедливого. Ходил по сцене нестарый, еще крепкий деревенский мужик, несуетно всматривался в окружающих, не спешил с выводами. А в конечном счете выказывал себя человеком умным, гуманным, отзывчивым, неспособным на подлость и стяжательство. А образ Нурыя в драме классика татарской литературы Г.Ибрагимова “Судьба татарки”! Жадный, властный крестьянин из-за денег фактически продавал свою единственную дочь под видом устройства ее судьбы. Постоянно хмурый, угрюмый Нурый вызывал отталкивающее к себе чувство. А скривит рот в презрительной усмешке, так невольно шарахаются от него родные, включая супругу, которая умудрилась прожить с ним тридцать лет. Актер очень правдиво отобразил жадную психологию собственника.
Высокий, стройный, с голосом приятного тембра и безупречной дикцией Абдулгазиз Зиатдинов неизменно вызывал симпатию зрителей, которые доброжелательно встречали каждый его выход на сцену в новом эпизоде. Большое трудолюбие и полная отдача в игре снискали ему глубокое уважение и авторитет среди коллег-актеров и всех работников Камаловского театра. А организаторские способности и бьющая ключом энергия делали Зиатдинова незаменимым при организации гастролей театра.
На работу в театр и домой на улице Декабристов Абдулгазиз Абдрахманович неизменно ходил пешком, иной раз по нескольку раз в день. Скромный, внешне строгий и доброжелательный человек, он отдал любимой сцене тридцать лет своей жизни, оставив в памяти зрителей добрый след.
Альфия ГУБАЙДУЛЛИНА.