Голландский импресарио плакал на премьере “Лючии ди Ламмермур”

Несмотря на все трудности, обусловленные продолжающейся реконструкцией театра им.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Несмотря на все трудности, обусловленные продолжающейся реконструкцией театра им. М.Джалиля, его оперная труппа продолжает радовать новыми интересными постановками.


На днях на сцене Камаловского театра состоялась очередная премьера сезона - опера выдающегося итальянского композитора Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур". На днях на сцене Камаловского театра состоялась очередная премьера сезона – опера выдающегося итальянского композитора Гаэтано Доницетти “Лючия ди Ламмермур”. Это еще один международный проект театра, осуществленный совместно с компанией “VDB Theaterproducties” (Нидерланды). Режиссер спектакля – Жаннет Астер (Канада), возглавлявшая оперные театры в Лос-Анджелесе и Оттаве и осуществившая 180 оперных постановок на сценах многих театров мира. Музыкальный руководитель и дирижер – итальянец Марко Боэми, хорошо известный казанцам по постановкам в нашем театре опер “Фальстаф” и “Набукко”. Сценография – лауреата Государственной премии России Игоря Гриневича, главного художника Новосибирского театра оперы и балета.


Интернационален и состав солистов. Главную партию Лючии исполняют звезды оперной сцены – это недавняя прима Мариинского театра, а с нынешнего сезона солистка театра им. М.Джалиля Ирина Джиоева, прима Московского театра им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Хибла Герзмава и восходящая звезда Большого театра России Светлана Трифонова. Среди исполнителей также Михаил Дьяков и Сергей Кунаев – солисты Большого театра России, Юрий Ившин – солист Санкт-Петербургского театра им.М. Мусоргского, Игорь Бортко – солист Национальной оперы Украины и Пламен Бейков (Болгария). Все они – лауреаты международных конкурсов. В спектакле заняты и солисты нашей труппы – Валерий Иванов, Георгий Ковриков, Юрий Петров и Светлана Смирнова.


Нынче опере “Лючия ди Ламмермур” исполнилось 170 лет – впервые она была поставлена в Неаполе. В России первыми ее увидели одесситы в 1839 году. Вплоть до революции она шла и в Казани в исполнении заезжих итальянских трупп. И вот теперь эта опера в репертуаре театра им.М.Джалиля.


В основе ее сюжета – один из самых мрачных романов Вальтера Скотта “Ламмермурская невеста”, где главные герои погибают, а любовь и жизнь принесены в жертву вражде и ненависти. Роман повествует о противостоянии старого шотландского дворянства и новой аристократии. Это произведение высоко оценил Виссарион Белинский, назвав его великой трагедией, достойной гения самого Шекспира.


Жаннет Астер (и в этом особенность ее постановки) переосмыслила сюжет оперы и перенесла действие из шестнадцатого века в век нынешний.


– Вражда между сильными мира сего, имевшая место тогда, – сказала режиссер, – актуальна и сегодня. Разве борьбу за власть и личное соперничество мы не видим каждодневно? Разве не страдают в этой борьбе люди порядочные, честные и не попирается подчас такое чувство, как любовь? Лично для меня “Лючия ди Ламмермур” Доницетти – это не просто историческая романтическая мелодрама. Это сочинение перекликается с современными реалиями. Вот почему я решила осовременить историю, рассказанную Вальтером Скоттом и Гаэтано Доницетти. А сценография спектакля – конструкции из стали и стекла, холодный белый мрамор – символизирует бесчеловечный мир капитала, где господствуют и воюют друг с другом коррумпированные корпорации, где побеждает сильнейший, а коммерческие интересы ставятся выше любви.


В зрительном зале, заполненном до отказа все три вечера, когда шли премьерные спектакли, думается, не было равнодушных к трагедии двух любящих – Лючии и Эдгардо. Жестоко и хладнокровно их разлучили во имя корыстных интересов брата Лючии, Энрико, который находится на грани разорения. Его мог бы спасти брак Лючии со знатным и могущественным лордом Артуро, но она любит Эдгардо. И тогда с помощью подложного письма Лючию убеждают в вероломстве ее возлюбленного. В отчаянии, под напором родственников она соглашается на брак с Артуро. Но чувство вины перед Эдгардо, которого она по-прежнему любит, переживания, обрушившиеся на нее, привели Лючию к безумию и смерти. Узнав о ее кончине, уходит из жизни и Эдгардо.


Спектакль удался благодаря мастерству режиссера, таланту актеров, великолепному хору, ставшему полноправным действующим лицом оперы, отличному звучанию оркестра и, конечно, благодаря яркой, выразительной музыке Доницетти. Наибольший успех выпал на долю исполнительниц главной партии. Каждая из них была хороша по-своему. У Хиблы Герзмава Лючия – страстная и волевая девушка, Ирина Джиоева передала напряженную внутреннюю жизнь героини, а у Светланы Трифоновой Лючия -нежная, трогательная, беззащитная. Порадовали и наши солисты – ни в вокальном, ни в актерском мастерстве они не уступали гостям.


После спектакля мы попросили Питера Ультея, продюсера компании “VDB Theaterproducties”, приехавшего на премьеру из Голландии, поделиться своими впечатлениями.


– Эта опера по праву считается вершиной творчества Доницетти и одним из образцов техники “бельканто”, – сказал он. – А постановка ее в вашем театре – лучшая из всех, что я когда-либо видел. Признаюсь, не люблю современные версии классических опер, потому что часто они интересны только режиссеру, а не публике. И она не верит происходящему на сцене. А Жаннет Астер сумела донести до зрителя все то, что хотел сказать Доницетти этой оперой. Понравилось мне и то, как замечательно пели и играли все участники премьеры. Признаюсь также, что впервые звезда оперы (а это была Хибла Герзмава) заставила меня плакать. И рад тому, что этот спектакль через пару недель увидят в Голландии, – я включил его в очередной заграничный тур вашей оперной труппы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще