Чем нынче старинные народные рукоделия являются больше – увлечением или заработком? На этот мой вопрос дед Сыткин – так на одной из бугульминских окраин называют известного там резца по дереву – ответил:
– Многие так же, как и я, мастерят, в основном, для души, поскольку на нашем деле не только шибко не забогатеешь, но и просто на кусок хлеба не всегда заработаешь. А то еще и в убытке останешься…
Мне известно, на что дед намекал последней фразой. Не так давно он надумал поторговать своими шкатулками, ложками и прочими изумительно красивыми изделиями на местном рынке. Но то ли потому, что место Сыткин выбрал плохое, то ли из-за дождливой, распугавшей потенциальных покупателей погоды коммерция у старика не заладилась. Мало того, подвалили к нему несколько явно криминального вида парней и тихо, но настоятельно потребовали, чтобы Сыткин заплатил им за право сбывать продукцию. Дед, оробев, деньги отдал. После чего и убыл домой, промокший и злой, клятвенно дав зарок, что на рынок теперь как продавец – ни ногой…
Но вскоре старый мастер вновь было воспрянул духом.
– Ко мне надысь молодой энергичный предприниматель заезжал, – поделился он со мной радостью. – Осмотрел мои поделки, похвалил их. Сказал, что скоро опять навестит меня, что мы с ним договор заключим, по которому тот молодец будет сам через свой магазин сбывать все мои изделия – с выгодой и для себя, разумеется, и мне в прибыток. Вот мы с бабкой ужо заживем!
И поначалу с бизнесом у старика дело действительно пошло вроде бы гладко. Упомянутый им коммерсант пару раз заскакивал к Сыткину, прихватывал и продавал его поделки. Затем же объявил деду, что ставит крест на этом проекте, поскольку, чтобы сделать его по-настоящему прибыльным, надо ему иметь таких умельцев числом значительно поболе, а тех же сейчас – раз-два и обчелся…
– Да и откуда им взяться, – печально размышлял Сыткин, – ежели мы, старики, еще владеющие ремеслами наших предков, вымираем потихоньку, а опыт, умение это свое передать некому…
В немалой степени старый мастер прав, однако ситуация с наследниками народных ремесленников все же не так мрачна, на мой взгляд. По крайней мере, в нефтяном регионе республики. Так, самую что ни на есть широкую известность приобрели, к примеру, куклы, другие изделия актюбинских юных умельцев, все более широкой славой пользуются и поделки их лениногорских ровесников – учащихся детской художественной школы.
Этому учебному заведению скоро исполняется тридцать лет, за которые его стены покинули сотни настоящих специалистов своего дела, умеющих мастерить различные керамические фигурки, чудесные лоскутные панно, сувениры из соломки, в том числе матрешки, расписанные в татарском, русском, чувашском национальных стилях, прелестные нетканые полотна с натюрмортами и так далее.
Осмотрев все это великолепие, я задал сотрудникам школы прямой и не совсем по нынешним временам скромный вопрос: много ли их учебное заведение на этом зарабатывает? И оказалось, что нет, да и то тогда лишь, когда время от времени выставляет свои изделия на каких-то общегородских праздниках, форумах. “А вообще-то, – добавила завуч школы Т.Сувернева, – мы больше привыкли картины, поделки наши раздавать”.
Ну что ж, хвала юным искусникам и их педагогам за проявляемую ими щедрость, душевную широту. И, конечно, неправильно было бы требовать от них, поглощенных творчеством, еще и коммерческой предприимчивости. Коммерцией тоже надо уметь заниматься. Однако скажу, что при хорошем менеджменте, а его для школы можно организовать и со стороны одним или группой толковых, порядочных предпринимателей, эта кузница юных мастеров имела бы весьма неплохие деньги. Которые пришлись бы ко двору с учетом и невысокой зарплаты преподавателей, и растущих потребностей учеников.
Проще говоря, представители местного бизнеса могли бы помочь детскому художественному заведению не столько купюрами, сколько мерами по реализации его творений.
– Да, – соглашались со мной те из местных предпринимателей, с кем я разговаривал на эту тему, – ребятни, охочей мастерить что-то, там хватает. Но художественная школа не резиновая, а взрослых умельцев, к кому можно было бы их приставить, почти не осталось – раз-два и обчелся…
Действительно, тех, кто владеет ремеслами предков, становится повсеместно, к сожалению, все меньше. Однако при желании все же можно еще найти. Живут, к примеру, в лениногорском селе Ивановка Александр Васильевич и Гузель Наримановна Московец, которые не просто построили дом собственными руками и украсили его резьбой, но и всю мебель в нем, все покрывала, скатерти, занавеси, иные предметы обихода изготовили сами же и в разной технике исполнения, превратив жилище в своеобразный диковинный музей великолепного семейного творчества, которому у них можно и надо учиться молодым. Как и у Николая Викторовича и Нины Григорьевны Костиных, которые не только в их селе Старая Письмянка, но и по всей округе славятся незаурядным умением вязать, вышивать, к чему, кстати, приучили и сыновей, являются отменными мастерами в цветоводстве и кулинарии с использованием старинных рецептов. Истинной достопримечательностью в селе Старый Иштеряк этого же района здешнее население считает избу Ильсура и Венеры Гайсиных. За годы совместной жизни они возвели дом, который может служить образцом декоративно-прикладного мастерства, наполненный изделиями из папье-маше, прочих материалов, вышивками, другими поделками, изготовленными супругами собственноручно. Венера к тому же искусно обшивает всех местных модниц.
Несомненно, следовало бы приставить учеников и к жительнице села Сугушла Рушание Гаязовой. Являясь инвалидом первой группы, она, тем не менее, мастерица на все руки. Нельзя не залюбоваться ее вышивками, различными панно из природных и бросовых материалов, изготовленными рукодельницей полотенцами с оригинальными орнаментами, мягкими игрушками.
Встречал я людей с золотыми, как говорится, руками и в бавлинском селе Уд. Ташлы, и в азнакаевском Асееве, и в сельских глубинках иных районов юго-востока республики. Причем и таких, которые еще не забыли, как надобно изготовлять различную конскую упряжь и даже коляски для различного рода лошадиных бегов. Что нынче не просто актуально, а пользуется растущим спросом, поскольку растет число частных предпринимателей, хозяйств, разводящих породистых лошадей и имеющих свои мини-ипподромы.
Так что есть к кому приставлять молодежь на выучку для всеобщей пользы. Особенно же целесообразно это делать на селе там, где живы еще народные ремесла, но существует нехватка рабочих мест.
Будучи не так давно в одном из самарских городов, я специально зашел там в магазин под вывеской “Старая Русь”, чтобы узнать, как расходятся выставленные на его прилавках сувениры из всяких видов сырья – творения местных народных умельцев.
– Не жалуюсь, – сказал директор магазина, – ведь товар-то оригинальный, штучный, который всегда для потребителей предпочтительнее на фоне изделий массового производства.
Кое-кто из лениногорских предпринимателей это уже начинает учитывать. Доказательством чему служит открытый в городе магазин, где можно приобрести, к примеру, изготовленные вручную резные зеркала, вазы и т.д. Следует добавить, что здешний бизнес, развернувшийся в сторону народных ремесленников, активно поддерживается местной администрацией.