“В столице Арабских Эмиратов Абу-Даби вездеходы семейства “Мустангов” – трехосный и четырехосный “КамАЗы” произвели настоящий фурор. При испытательных выступлениях на полосе препятствий с бетонными надолбами, глубокими бродами, крутыми горками и трамплинами они показали превосходную проходимость. А главное – “Мустанги” под управлением Николая Соколова и Вадима Фомина преодолели глубокий ров, сооруженный специально для танков. В результате этих успешных испытаний компания “КамАЗ” приступила к подготовке первого крупного контракта с зарубежным заказчиком”.
Эти строки – из только что вышедшей в свет книги журналиста Николая Сорокина “Купец с “КамАЗа”, рассказывающей о заместителе генерального директора ОАО “КамАЗ” по продажам и сервису Анатолии Самаренкине на фоне истории отечественного автогиганта. Автор в объемистой документальной повести, написанной в увлекательной форме с обилием острых, детективного характера, поворотов сюжета, размышляет над ответом на такой вопрос: как же мальчишка из сельской чувашской глубинки, учившийся в советской школе, затем в советском вузе, активист комсомола, коммунист со стажем, стал в этой же стране успешным рыночником, купцом, известным не только в Татарстане, но и далеко за пределами республики и России?
Тесное общение журналиста, удостоенного нагрудного знака “Ударник строительства КамАЗа”, на протяжении многих лет строительства, становления и развития автогиганта с героем своей книги позволило Николаю Сорокину не только подробно узнать его биографию, но и глубоко проникнуть в его внутренний мир, постичь характер и логику поступков.
“В личности Анатолия Самаренкина наиболее ярко и концентрированно отражаются такие неотъемлемые составляющие черты характера чувашской нации, как трудолюбие и настойчивость”, – подчеркнул Президент РТ Минтимер Шаймиев в своем кратком вступительном слове к книге.
Биография Самаренкина неотделима от истории страны и республики последних нескольких десятилетий. После учебы в техникуме, будучи воином Советской Армии, он участвует в строительстве космического центра Байконур, с дипломом выпускника Казанского строительного института строит Волжский автозавод в Тольятти. Важной жизненной школой для него стал КамАЗ, куда Самаренкин приехал в числе первопроходцев. Здесь он в качестве начальника производственно-технического отдела треста “Камжилстрой” внес осязаемый вклад в сооружение первых объектов будущего автограда. Через два года он назначается директором строившегося в Набережных Челнах завода железобетонных изделий Министерства мелиорации республики.
Где бы ни работал Анатолий Самаренкин – управляющим трестом “Татсельхозводстрой”, министром мелиорации и водного хозяйства Татарстана,- всюду он проявляет высокий профессионализм, незаурядные способности организатора. Отличительная черта его – новаторство, стремление не успокаиваться на достигнутом. Был случай, когда секретари райкомов пожаловались в обком партии на Самаренкина, “монополизировавшего” всю мелиоративную технику. А руководство республики поддержало новшество управляющего трестом. Другой раз возмутились жены механизаторов: им не понравился вахтовый метод работы их мужей. Дело дошло до ЦК профсоюза, который почин мелиораторов Татарстана стал внедрять по всему Советскому Союзу.
Но с полной силой организаторский талант героя книги раскрылся на посту заместителя генерального директора Камского автозавода по продажам и сервису. Николай Сорокин последовательно и убедительно показывает это на мастерски изложенных конкретных живых примерах и фактах, связанных с участием своего героя в сложных, обусловленных острой конкуренцией переговорах с зарубежными покупателями наших автомашин, в контактах с представителями деловых кругов многих стран, куда поставляются камские грузовики. Для этого он использует стенограммы заседаний, деловых встреч, свои обстоятельные беседы с Самаренкиным, его размышления о потенциале отечественного автомобилестроения.
Достоинство этой книги еще в том, что автор отображает характер, решения, поступки своего героя через призму его встреч, диалогов, общения в процессе работы и на досуге со множеством других лиц, среди которых немало известных в республике и стране людей – хозяйственных руководителей, политиков, крупных государственных деятелей, в том числе Минтимер Шаймиев.
Символичен заключительный абзац книги: “Кажется, мы, наконец, исчерпали тему “КамАЗа”. На столе появляется бутылка с иностранной этикеткой – Анатолий Константинович привез из недавней очередной командировки за рубеж. Первое слово, как хозяину, ему – пьем за семью, детей.
– Второй тост – за вас, за нас, – предлагаю я.
– И за наш КамАЗ! – добавляет хозяин.
И я понимаю: без автограда он не мыслит себя”.
Закрываешь книгу с чувством глубокого удовлетворения от того, что познакомился с еще одним незаурядным человеком.
Шамиль МАРАТОВ