Сегодня он играет джаз, а завтра…

За 15 лет своего существования в Набережных Челнах джазовый клуб “Модус” провел в городе около тысячи концертов.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

За 15 лет своего существования в Набережных Челнах джазовый клуб "Модус" провел в городе около тысячи концертовЗа 15 лет своего существования в Набережных Челнах джазовый клуб “Модус” провел в городе около тысячи концертов. Выступление групп “А капелла-джаз” и “Мэн Саунд” из Киева в Концертном зале имени Сары Садыковой в прошедшую субботу было прощальным. Не так давно на встрече с журналистами руководитель арт-клуба Александр Колигер объявил о том, что закрывает “контору” и, скорее всего, покинет автоград. Это решение, по его словам, возникло не вдруг, а вызревало продолжительное время.


“Модус” создавался на волне перестройки. В конце восьмидесятых годов прошлого века купавшийся в деньгах КамАЗ мог позволить себе любой широкий жест, в том числе взять под крыло экзотический для наших широт музыкальный жанр. Правда, после пожара на заводе двигателей возможностей для меценатства у автогиганта поубавилось. Но к тому моменту джаз-клуб уже, что называется, оперился и был готов отправиться в самостоятельный полет. Сам А.Колигер параллельно с написанием аранжировок освоил профессию ресторатора. Кроме доходов от кафе, другим финансовым источником клуба стали спонсорские взносы народившегося сословия предпринимателей.


В городе перебывали все отечественные джазовые знаменитости, в том числе Игорь Бутман, Игорь Бриль, Давид Голощекин и другие. Гастрольные туры зарубежных звезд в России наряду с Москвой и Санкт-Петербургом непременно включали и Набережные Челны. Но затем многие бизнесмены, поддерживавшие джаз-клуб материально, покинули город. Вслед за ними потянулись и джазовые музыканты, оказавшиеся невостребованными. Вокальная группа разъехалась кто куда. Последней перебралась в Уфу известная певица Лилия Низаева.


Ручеек пожертвований мелел, а коммунальные платежи, наоборот, увеличивались в размерах. Предваряя предстоящий с января 2005 года очередной скачок цен на коммунальные услуги, А.Колигер обратился в городскую администрацию с предложением разделить пополам бремя расходов по содержанию помещений клуба, а также, чтобы джаз звучал здесь пять вечеров в неделю, выделить для него шесть ставок музыкантов. Но получил отказ.


В логике руководству города не откажешь. Джаз, безусловно, совершенно напрасно подвергался идеологическим гонениям в былые времена: “Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст…” В его природе нет ничего инфернального. В то же время нельзя не признать: он, скорее, относится к музыкальным “деликатесам”, чем к “продуктам” первой необходимости. Позволю себе такое сравнение: государственные дотации производителям хлеба, молока вполне оправданы. Но было бы странно добиваться подобным способом, чтобы общедоступными для населения стали также японское блюдо суши или сыр рокфор. Гурманы сами должны платить за лакомства. Это раз. Во-вторых, “Модус” – частный джаз-клуб, делать в него бюджетные вливания, когда и государственные учреждения культуры сегодня обязаны зарабатывать себе на жизнь, – вроде бы нонсенс.


С другой стороны, если перейти к экономическим выкладкам, неясно – сможет ли компенсировать потерю клуба для города абсолютно бескорыстный энтузиаст джаза, если таковой найдется, за 600-700 тысяч рублей в год, которые А.Колигер просил на то, чтобы джаз-клуб не превратился в заурядное кафе?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще