Место, где смерть рада помочь жизни

Продолжаем конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный ты-сячелетию Казани.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Продолжаем конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный ты-сячелетию Казани. Сегодня мы систематизируем ответы, присланные на задание два-дцать третьего тура (см. “РТ” №182-183 от 9 сентября с.г.).


Шедевр Коринфского

Затруднений фотозагадка практически не вызвала. На снимке запечатлен анатомический театр, расположенный во дворе главного корпуса Казанского государственного университета. Это здание с ротондой первоначально соединяла с соседними библио-текой и бывшим химическим корпусом полукруглая колоннада, которая позднее обвет-шала (поскольку выполнена была из дерева), и ее разобрали. Возведено здание в 1837 году по проекту архитектора Михаила Коринфского.


А вот относительно времени появления снимка мнения читателей разошлись. Большин-ство конкурсантов считает, что он сделан в самом начале ХХ века. На это указыва-ют, в частности, столбы электропроводки и пристрой к соседнему зданию библиотеки (возведен в 1894 году). Однако на фотографии сделаны надписи на русском и татар-ском языках. В последнем случае использован латинский шрифт. Это означает, что фотограф нажал на кнопку фотоаппарата в конце двадцатых – в тридцатых годах про-шлого века. Скорее всего, во время празднования 125-летия университета.


Анатомический театр – без преувеличения один из самых загадочных для рядовых жи-телей города объектов КГУ. Известно о нем немало, но все больше – на уровне ча-стных разговоров, слухов. И по сей день о театре, несмотря на его вклад в науку, не написано ни одной серьезной обобщающей книги. В какой-то степени загадкой для многих остается собственно назначение этого заведения, хотя никакой тайны здесь нет. Театр предназначен для показательного вскрытия и препарирования тел умерших в научных целях. Это и порождало различные кривотолки и домыслы.


До революции изучать анатомию на практике в стенах анатомического театра могли не только студенты, но и все желающие. Одну из самых малоизвестных областей зна-ния казанские анатомы открыли широкой публике по заветам европейских просветите-лей, боровшихся со средневековым мракобесием. Ученые обоснованно считали, что знание строения своего тела одухотворяет человека.


Любопытно, что первый постоянный анатомический театр был построен в итальянском городе Падуя еще в 1594 году. Его руководителем был выдающийся медик-гуманист Андреас Везалий. Именно по описаниям, изложенным в его книге “О строении челове-ческого тела” (1544), был построен казанский анатомический театр. В его цоколь-ном этаже оборудован лекционный зал, а вот верхний этаж представляет собой про-сторную аудиторию-амфитеатр с верхней галереей для зрителей и хорами – вытянуты-ми балконами. К сожалению, амфитеатр разобрали в начале 1900-х годов, а в 1887-м к южному фасаду здания пристроили часовню по проекту архитектора М.Михайлова.


Мытарства анатомов

Анатомические опыты в университете курировала, разумеется, кафедра анатомии, фи-зиологии и судебной врачебной науки – в то время одна из шести на медицинском факультете. Первым в Казани профессором анатомии стал в 1806 году Иван Камен-ский, а его первое официальное распоряжение касалось “вопроса о доставлении для университета трупов”. Вторым подписанным им документом стало ходатайство о “ком-нате для препаратов”.


Возможности вести нормальную научную работу анатомы в те времена были практиче-ски лишены. Собственно анатомическая операционная размещалась в главном корпусе университета, а затем влачила жалкое существование в Тенишевском доме и типо-графском корпусе. Не было и необходимого оборудования, остро не хватало медицин-ских препаратов. Возглавлявший в то время кафедру анатомии выходец из Австрии Иван Браун (будущий первый выборный ректор университета) составил проект большо-го анатомического театра, но при его жизни он так и не был воплощен. Даже реак-ционер Магницкий, став попечителем университета, возмущался: “Ничего не может быть постыднее для публичного учебного заведения, как то, что при Казанском уни-верситете называется анатомическим театром”.


С 1819 года кафедру анатомии возглавил Карл Фукс. Благодаря его стараниям на Подлужной улице открылся “завод”, на котором анатомы проводили опыты на трупах животных. Зловоние, как свидетельствовали современники, растекалось отсюда по всей слободе. Неудивительно, что, не выдержав потока жалоб, ректор предложил Карлу Федоровичу зарыть лабораторию “глубоко в землю”. И тогда, в 1828 году, анатомический театр снова вынужден был переехать – в дом Матони, который распо-лагался около университета.


Сочувствуя общему делу, Коринфский в итоге возвеличил анатомический театр, раз-местив его в центре университетского двора. Его здание превратилось в доминанту архитектурного ансамбля. Главенствующая роль театра подчеркивалась как архитек-турными деталями (прежде всего – колоннами), так и цветом – театр был покрашен в серый, как тогда говорили, “дикий” цвет. Остальные университетские здания краси-лись в “цивилизованный” желтый.


Бесспорные авторитеты

Кафедру анатомии возглавляли известные ученые – Аристов, Лесгафт, Ермолаев, Фор-тунатов, Тонков, Бушмакин, Терновский. Об одном Петре Лесгафте можно написать роман.


Всю свою жизненную философию Петр Францевич выразил в двух фразах: “Смысл жизни – труд, работа не для себя, а для других, только эта сторона человека, соверша-ясь поколениями, ведет к бесконечному совершенствованию человеческой личности. Такая работа исключительно для других возможна лишь для того, кто поймет, что каждый человек имеет право на уважение единственно в силу своего звания – чело-век”.


Лесгафт занял кафедру физиологической анатомии в 1868 году. Студенты любили и уважали своего учителя. Его лекции слушала известная в будущем народоволка Вера Фигнер. В качестве его ассистентки впервые в Казанском университете работала женщина – Евгения Мужскова.


Петр Францевич опубликовал в санкт-петербургской печати несколько статей, в ко-торых критиковал действия чиновников, руководивших Казанским университетом. Так, попечителя Казанского учебного округа молодой профессор разоблачал за попытки превратить университет в гимназию, а профессоров – в чиновников. За критику “на-чальства” Петр Францевич был исключен со службы без права преподавания в госу-дарственных учреждениях.


В знак солидарности с Лесгафтом из университета ушли еще несколько независимых молодых и талантливых ученых – геолог Головкинский, биохимик Данилевский, мате-матик Имшенецкий, химик Марковников, гигиенист Якобий, гистолог Голубев и пато-лог Левитский. В своем прошении об отставке эти выдающиеся ученые и преподавате-ли писали: “В последнее время отношение большинства совета (Казанского универси-тета) к правам меньшинства, к которым мы имеем честь принадлежать, сделалось на-столько тягостным и постоянным, что наше дальнейшее участие в нем теряет всякое практическое значение в наших глазах, и что главное – лишает нас того спокойст-вия, которое необходимо для занятий научными работами и для правильной препода-вательской деятельности”.


В дальнейшем и Лесгафт, и поддержавшие его ученые много сделали для науки в раз-ных городах России, а их труды вошли в золотой фонд мировой науки.


Удивительная коллекция

Главная сокровищница анатомического театра – его музей, который расположен ныне в упраздненном амфитеатре. Основу музея заложила коллекция черепов и скелетов, “препараты уродцев” из коллекции Московской медико-хирургической академии, уп-раздненной в 1806 году. В 1915-м музей разделяется на несколько частей, постоян-но пополнявшихся и сохранившихся до настоящего времени. Это отделы – учебный (в нем более 300 препаратов и моделей), демонстрационный (более 600), научный (до 200 препаратов), костный (до 700 скелетов, в том числе “именные”, например зна-менитого уголовника Чайкина – похитителя Казанской иконы Божией Матери), а также библиотека (670 наименований книжных и иных раритетов).


Кроме того, в краниологической (краниология – раздел антропологии, изучающий че-репа) коллекции хранится около трех тысяч черепов людей разных наций и рас. В музее выставлены также старинные препараты французского анатома Трамонда и гол-ландского мастера Фридриха Рюиша, привезенные в Россию Петром I – как известно, основателем кунсткамеры и большим поклонником “законсервированных уродцев” – за-спиртованных человеческих тел, зародышей и их частей.


Благодаря столь основательной базе в 1870-1880 годах в анатомическом театре был создан центр по антропологическим исследованиям – третий в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. В настоящее время в музее хранятся великолепно исполненные препараты, сделанные К.Яхонтовым, В.Биком, В.Тонковым, А.Вишневским. Многие экс-понаты снабжены рисунками известных казанских художников И.Чернявского и Э.Спориуса.


Сегодня собранная коллекция открыта любому желающему. Совершим по ней небольшую экскурсию.


Стены “круглой” аудитории украшают две мумии, возраст которых более двухсот лет, а в шкафах – коллекция, которая начинается с торакопагов (от греческого “грудь”, сросшиеся грудью два плода) – сиамских близнецов. Так их назвали в 1811 году, когда в Сиамском королевстве (Таиланд) родились два сросшихся близнеца – Энг и Чанг. Рядом стоит колба с гидроцефалом (в головном мозге скапливается жидкость). Обычно такие дети рождаются у матерей, больных сифилисом. Еще одна колба с кра-неопагами – сросшимися лицами: один рот, три глаза, четыре ноги и руки по разные стороны туловища. А вот волчья пасть – расщепление верхнего неба, и заячья губа – расщепление верхней губы.


Самые удивительные экспонаты коллекции – циклоп и “двуликий Янус”. Представьте себе маленькое тельце с одним глазом на лбу. Нос приплюснут, два уха сошли впе-ред на шею, вместо рта – две дырочки. А вот “двуликий Янус” – это ребенок с дву-мя лицами по обе стороны головы. В соседней витрине – растянутые на крючках ста-ринные куски кожи с татуировкой. Раньше это тоже считалось патологией, только приобретенной.


Завещаю себя музею…

Из стен анатомического театра вышло немало первоклассных анатомов и блестящих научных работ. Яркой фигурой и душой студентов был упомянутый уже доктор медици-ны, приват-доцент К.Яхонтов. Он дневал и ночевал в здании анатомички, обучая и воспитывая студентов. Им было выполнено большое количество препаратов, по кото-рым до сих пор обучаются студенты-медики.


В январе 1918 года Яхонтов неожиданно умер прямо у входа в анатомический театр, которому был беззаветно предан. Что тому было причиной – тяжелое материальное положение, вызванное социальными бурями в стране, или перенапряжение сил (вскры-тие показало, что все органы, в том числе и сердце, были в безукоризненном со-стоянии), сейчас сказать трудно. Но и после смерти Яхонтов продолжал обучать студентов. Дело в том, что задолго до кончины он завещал… свой скелет анатоми-ческому театру. И по нему студенты изучают строение костей человека.


Кстати, свой скелет оставила музею и женщина – преподавательница иностранных языков И.Риттих, завещавшая его в 1948 году.


Завещать свое тело науке может сегодня каждый. Для этого нужно грамотно соста-вить завещание…


* * *


После 1917 года для анатомического театра, как, впрочем, и для университета в целом, настали трудные времена. Приведем только такой факт: до 1923 года госу-дарство не выделило на нужды казанских анатомов ни копейки.


В 1930 году театр был передан Казанскому государственному медицинскому институ-ту, который организован на базе медицинского факультета Казанского университета. К столетию театра произвели его капитальный ремонт, а Академия наук СССР впервые на русском языке опубликовала классический труд А.Везалия “О строении человече-ского тела”. Перевод с латинского осуществили казанские профессора В.Терновский и С.Шестаков.


После очередной реконструкции в 1970 году на фризе здания появилась латинская надпись “Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae” – “Здесь место, где смерть рада помочь жизни”.


В лихое постперестроечное время театр ждали серьезные испытания – в нем произо-шел пожар. Восстановление приняло вялотекущий характер и фактически продолжается по сей день.


В заключение, как и было обещано, называем наших победителей по итогам третьего круга конкурса. Главный приз, бесспорно, заслужила семья Григорьевых из Казани. Поздравляем их! Второе, не менее почетное место, мы присудили Тамаре Куклиной. Ответы, которые они присылали, были не только правильными, но и полными, и увле-кательными. Некоторые работы можно уверенно назвать историческими трактатами. Достойны своих наград И.Валиуллин, Б.Милицын, Р.Сафин, набережночелнинец Б.Канеев (ему отдельное спасибо и вознаграждение за предоставленные фотографии) и жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова. Поощрительные призы мы вру-чим также казанцам П.Салтыкову, А.Титову и В.Файзуллину.


Среди призов – свежая историческая литература, подписка на нашу газету, сувенир-ная редакционная продукция.


Всех участников мы ждем на награждение в редакции во вторник, 7 декабря, в 15 часов. При необходимости вышлем заслуженные призы по почте.


Наш конкурс продолжается. Впереди – тысячелетие Казани, которому посвящены наши публикации.


 


ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ ТУР


 










Представляем очередную фотозагадку. Читателям нужно рассказать об этом здании и улице и назвать приблизительную дату съемки


Фото из коллекции Абдуллы ДУБИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще