27 ноября в Альметьевске стартует II республиканский фестиваль театров Закамья. На суд зрителей и казанских театральных критиков будут представлены лучшие спектакли прошлого сезона, ставшие событиями театральной жизни Нижнекамска, Набережных Челнов, Бугульмы и других городов республики. А сегодня наш рассказ об обладательнице высшей награды прошлого фестиваля – премии “За высокое мастерство, за честь и достоинство в искусстве” – об актрисе Бугульминского русского драматического театра, заслуженной артистке РТ Тамаре Молодкиной.
Тамара Николаевна Молодкина – актриса широчайшего творческого диапазона, способная глубоко волновать в драме и увлекать тонким жизнерадостным юмором в комедии. Неподражаемое обаяние, заразительность и азартная легкость ее игры заметно выделяют актрису из общего ряда, подчеркивая глубину человеческой натуры и высокий профессионализм.
Обладая обостренным чувством стиля, тягой к импровизации, эта замечательная актриса наделена способностью многомерно, глубоко и скрупулезно работать над создаваемым ею образом, уделяя особое внимание культуре сценической речи. Она, единственная в театре, имеет второе высшее гуманитарное образование. Тамара Николаевна убеждена: со сцены необходимо нести эстетику и культуру.
Среди созданных ею образов – Медея, Штраль (“Маскарад”), Раневская (“Вишневый сад”), Софья (“Последние”), Мария Тюдор, Памела Кронки (“Дорогая Памела”) и множество других.
В спектакле “Филумена Мартурано”, по-итальянски темпераментная, острая на язык, она вносит в спектакль главное – светлую и так необходимую ауру добра. Чуть позже появляется совершенно другой материал – Мать (“Черная невеста” Ж.Ануя). Здесь сдержанная, подтянутая героиня Молодкиной – само воплощение разума, трезвого расчета, мощно противопоставленного другой стихии – чувству. Образ, созданный актрисой, несет в себе такой заряд негативной энергии, что становится страшно… Бесспорной удачей Тамары Николаевны стала и роль миссис Сэвидж (“Возьмите зонт… на улице дождь”).
Духовность и глубина мироощущения позволяют актрисе оторваться от давно привычных сценических штампов. Поэтому любая постановка с ее участием обретает свежесть и новизну. Таким сценическим “эксклюзивом” можно назвать роль Софьи Николаевны из спектакля “Рождественские грезы”. Несмотря на удачную телеверсию пьесы Н.Птушкиной и множество ее театральных трактовок, актриса находит свой, отличающийся от ранее предложенных, рисунок роли. Мастер старой театральной школы, Тамара Молодкина внутренней сутью сливается с героиней, играя не вздорную парализованную старуху, скрюченными пальцами цепляющуюся за прошлое, а женщину, идущую через Жизнь – в Вечность…
И ее баба Настя в “Сестрах” Разумовской не стала “штампом”. У Молодкиной это символ мудрости и совести земли русской, усиленный всего лишь одним “мазком” – черным вдовьим нарядом…
Не чужда актрисе и любовь к малым театральным формам. Так, подготовленная ею программа из стихов казанской поэтессы Маргариты Питерской получила живой и благодарный отклик у творческой интеллигенции Бугульмы.
“Заслуженная артистка и народная любимица” – так говорят о ней в театре… Великолепная на сцене, утонченно интеллигентная в обыденной жизни, заслуженная артистка Татарстана Тамара Николаевна Молодкина каждой клеточкой души предана театру. Из спектакля в спектакль достойно несет она свое призвание, ставшее ее любовью и судьбой.
Ольга ЖУРАВЛЕВА.