Свет могучего таланта

Народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму исполнилось 85 лет.

Мустай КаримНародному поэту Башкортостана Мустаю Кариму исполнилось 85 лет. Торжества по случаю юбилея мэтра башкирской литературы, наряду с Уфой, намечено провести в его родном селе Кляш Чишминского района и в Москве. Торжественное собрание в столице братской республики состоялось вчера в Башкирском государственном театре оперы и балета. На торжество приехало множество гостей из российских регионов, друзей и почитателей творчества поэта.


Среди них, в частности, сопредседатель правления Союза писателей РФ Валентин Сорокин, заместитель председателя правления Международного сообщества писательских союзов Шафкат Ниязи. От Татарстана на чествование юбиляра прибыли заместитель Премьер-министра РТ Зиля Валеева, председатель Союза писателей РТ Фоат Галимуллин, поэт Ренат Харис.


Президент страны Владимир Путин направил Мустаю Кариму поздравительную телеграмму, в которой говорится: “Ваши произведения стали культурным и духовным достоянием всей России, нашли свой путь к сердцам читателей разных поколений. Признанный мастер слова, мудрый мыслитель и патриот, в своих книгах вы утверждаете идеалы мира, гуманизма и справедливости”.


Мустай Карим. Это имя знакомо мне, можно сказать, с первых лет, как научился читать-писать. Правда, оно для меня тогда стояло, не выделяясь, в ряду с именами других писателей – Фатыха Карима, Хусни Карима, Ярлы Карима, Марата Карима. Главным для меня и моих сверстников было, что книги их были интересны. Прошло с тех пор более полувека. Прочитано немало книг, узнано немало новых имен. Многие из них подзабылись, размылись в тумане времени, а вот имя Мустая Карима в моем восприятии с годами лишь укрупнялось.


В шестидесятые годы прошлого века нас, молодых максималистов, полагавших, что мы пришли в поэзию, чтобы оставить в ней навечно свой немеркнущий след, имя Мустая Карима притягивало к себе как магнит, будоражило и вдохновляло наши честолюбивые устремления. Смотри-ка, с жаром говорили мы друг другу, Прибалтика дала всесоюзному читателю лауреата Ленинской премии Эдуардаса Межелайтиса. Кавказ – Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева. Киргизия – Чингиза Айтматова, Казахстан – Олжеса Сулейменова… А кого из наших писателей, поэтов-земляков, советский народ столь же хорошо знает и читает?


Поэтому с естественной гордостью и воодушевлением мы восприняли восхождение в зенит яркой звезды Мустая Карима.


Знакомство с творчеством поэта в течение последующих лет дополнилось и обогатилось личным общением с ним. Что хочу сказать: иного знаменитого поэта лучше знать издалека, только по его творениям, – знание его лично, со всеми достоинствами и недостатками, может приземлить его образ, а то и в чем-то разочаровать. Общение же с Мустаем Каримом – это, без преувеличения, всегда обогащение опыта твоей души, пиршество духа.


Мустай Карим желанный и частый гость в Казани, почетный участник всех больших торжеств в республике, связанных с тем или иным значимым событием в общественно-культурной жизни. И каждый его приезд оставляет долгий благодарный след в сердцах принимающих – ярким эмоциональным выступлением с трибуны, интересными, оригинальными мыслями, прозвучавшими в беседах в дружеском кругу, аурой человека мудрого, много повидавшего и пережившего. Татарский читатель хорошо знает творчество поэта – немало его книг увидело свет в Казани.


Мустай Карим всегда высоко отзывался о роли татарской литературы и ее корифеях как общем духовном достоянии и гордости двух наших братских – татарского и башкирского – народов. Мы же, в свою очередь, по праву гордимся его творчеством как общим достоянием, принадлежащим и башкирскому, и татарскому, и всем остальным народам бывшего Советского Союза.


И это действительно так. Его стихи, драмы, проза переведены на десятки языков, спектакли по его пьесам, особенно “В ночь лунного затмения”, шли на сценах театров практически всех союзных республик. В возрасте чуть за сорок Мустай Карим был удостоен высокого звания народного поэта Башкортостана. Свидетельствами всенародной любви и признания, заслуженной оценки высокого мастерства и таланта стали звания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, а также премий имени Салавата Юлаева, Станиславского…


Творчество Мустая Карима – несомненно, неисчерпаемый духовный кладезь как для современников, так и для грядущих поколений. Если в стихотворном цикле “Европа – Азия”, поэме “Черные воды”, многочисленных философско-лирических стихах он предстает крупным, выдающимся поэтом современности, то в повестях “Долгое-долгое детство”, “Деревенские адвокаты”, в своих мемуарах “Мгновения жизни” – не менее даровитым мастером прозы. А пьесы “В ночь лунного затмения”, “Страна Айгуль”, “Не бросай огонь, Прометей” представили нам большого, зрелого драматурга. Его же книги художественной публицистики, литературной критики воспринимаются читателями как летопись народной жизни.


Дело прошлое, иной раз доводилось слышать, что вот, мол, при желании Мустай Карим мог стать татарским поэтом, будучи татарином от рождения. Кто же он, Мустай Карим, – татарин, башкир, россиянин, как сам написал в одном из стихотворений? Несомненно одно: он башкирский поэт, открыватель нового значительного этапа башкирской литературы. И нас не может не радовать, что у нашего соседа, братского башкирского народа, есть такой исполин художественного слова. А значит, он по праву принадлежит и нам, и всему человечеству.


…Тридцать пять лет назад Башкортостан как большое народное торжество отмечал пятидесятилетие своего славного сына. На юбилей Мустая Карима приехали знаменитые писатели и поэты со всех концов СССР. Войти в состав делегации Татарстана вместе с Хасаном Туфаном и Гарифом Ахуновым выпала честь и мне. В те дни столица республики Уфа превратилась в литературную Мекку. Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, Давид Кугультинов, Кайсын Кулиев, Михаил Дудин, Яков Ухсай – поистине созвездие больших художников слова съехалось на чествование собрата по перу. Съехалось по велению сердец своих, чтобы воздать должное большой яркой личности, выдающемуся современнику.


И вот в эти дни Мустай-ага справляет свое восьмидесятипятилетие. Честно сказать, не укладываются в моем сознании эти цифры, настолько энергичным, бодрым и молодым внешне привыкли мы его видеть. Молодым и энергичным, несмотря на тяжелое ранение в одном из боев Великой Отечественной…


Взяв один из множества томиков Мустая Карима, перечитываю бегло страницы. Взгляд вскоре притягивают следующие строки:


Еще одна, щедра и благодатна,
Явилась осень – шумных свадеб срок,
Пора разлук: не повернуть обратно
Клин птичий над сплетением дорог,
И, как обычно, лет моих крупицы
За журавлями устремились вслед –
С той разницей, что возвратятся птицы
Весною… А годам возврата нет…


Равиль ФАЙЗУЛЛИН,
народный поэт Татарстана.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще