Обед был в самом разгаре. Казанские врачи, как и все российские лекари, любили и умели отдохнуть. А что, работа адова, ни дня тебе, ни ночи – к больному позвать могут и в два, и в три пополуночи, потому как такова выбранная тобой профессия, да и Гиппократова клятва обязывает…
Вот и в тот день, 6 января 1883 года, на обеде казанских врачей и естествоиспытателей стол просто ломился от яств. А потом слова попросил находившийся в то время в Казани и приглашенный на обед профессор зоологии и сравнительной анатомии Петербургского университета Николай Петрович Вагнер. Однако вместо напыщенной речи или пространного тоста седобородый профессор, блестя лысиной, вдруг стал декламировать, сбиваясь на мотив “Gaudeamus igitur”, стихи собственного сочинения:
Пейте, веселитеся,
Пока в сердце весело!
После светлой юности,
После скучной старости
В прах мы обратимся…
Собравшиеся удивились не очень. Многие знали, что Николай Петрович пишет стихи, повести, сказки, рассказы и прочую беллетристику, и еще неизвестно, кого в нем больше: литератора или ученого-энтомолога…
Поднимали бокалы, кричали “ура!”, а кто-то из старых приятелей Вагнера уже лез к нему с растроганными лобызаниями и сакраментальным вопросом: “А ты помнишь?..” Ибо, несмотря на обладание профессорской кафедрой в столице, Николай Петрович был свой, казанский.
Он родился в 1829 году в Богословске Верхотурского уезда Пермской губернии, где его отец служил лекарем после окончания Виленского университета. Отец, Петр Иванович, в 1831 году получил степень доктора медицины, а в апреле 1840 года занял кафедру минералогии и геогнозии (увлечение минералогией уже давно победило в нем врача) в Императорском Казанском университете. Так появился в Казани Николай Вагнер, определенный на воспитание во Вторую Казанскую гимназию.
В 1845 году он поступил на естественный факультет Казанского университета и, будучи еще студентом, опубликовал в 1848 году две научные статьи: “О жуке атейхе” и “О жуке могиляке”. К этому же периоду, очевидно, относится и начало его литературной деятельности, правда, пока без намерений публиковаться.
Учился Николай блестяще, окончил университет с золотой медалью и несколько лет служил преподавателем естественной истории в Нижегородском дворянском институте.
В 1851 году Вагнер защитил магистерскую диссертацию и в 1852 году получил должность адъюнкта на физико-математическом факультете Императорского Казанского университета.
В 1854 году он защитил докторскую дисертацию, но “экстраординарнаго профессора” получил лишь в 1860-м, после двухгодичной стажировки за границей.
Кроме того, с 1861-го по 1865 год Николай Петрович состоял редактором “Ученых записок” Казанского университета, а в 1863 году получил Демидовскую премию за работу о педогенезе, ставшую сенсацией в ученом мире.
Он принимал деятельное участие в двух первых съездах русских естествоиспытателей и врачей, а в 1869 году был избран президентом Казанского общества естествоиспытателей. И писал стихи и сказки под псевдонимом “Кот-Мурлыка”, публикуя их в “Свете”, “Новом времени”, “Вестнике Европы”, “Ниве”, “Книжках Недели”, “Русском Обозрении”, “Северном вестнике”, “Русском вестнике” и других изданиях. В 1872 году, уже поменяв Казанский университет на Петербургский, он издает “Сказки Кота-Мурлыки” отдельной книгой, выдержавшей до 1887 года четыре издания. Сказки его были умными, вдумчивыми и добрыми. “Неисчерпаемое богатство фантазии, чарующая прелесть языка, вымысел, под которым кроется глубокая мысль, – писала газета “Екатеринбургская неделя”, – все это производит на читателя неотразимое впечатление и в то же время делает эти сказки интересными и для детей, и для взрослых”.
В 1887-1890 годах вышел пятитомник беллетристики и стихов Н.Вагнера под общим названием “Повести, сказки и рассказы Кота-Мурлыки”, а спустя некоторое время – под этим же названием дополненное и обновленное издание уже в семи томах. Вагнер вполне достойно соперничал со знаменитым сказочником Гансом Христианом Андерсеном, кстати, тоже писавшим стихи, и было время, когда хорошие и заботливые родители, находясь перед выбором, книги кого из этих двух авторов приобрести своим детям, выбирали “Кота-Мурлыку”.
Николай Петрович Вагнер умер в 1907 году в Петербурге. До революции 1917 года о нем еще помнили, а вот после…
Правда, была попытка в 1991 году вспомнить о российском Андерсене – в Москве издали его сказки отдельной книгой. Но издать-то издали, а вот вспомнить, как того заслуживал автор, не получилось. А жаль.
У него была масса научных, научно-популярных статей и не одно научное открытие.
Значит – он ученый.
У него было семитомное собрание литературных сочинений.
Значит – он писатель.
И еще у него есть такие строки:
“Тихо катятся солнца в безбрежном море эфира…
Каждое солнце ведет свою семью темных погасших светил. Каждая планета полна жизни – той жизни, которая бьет вечным и живым ключом из великого предвечного сердца…”
А это значит, что он поэт.