Больная память порождает чудовищ, или Будут ли востребованы уроки великой литературы

Ежегодно в Ясной Поляне, в музее-заповеднике Льва Толстого в сентябре проводятся писательские встречи, на которые собираются литераторы России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Ежегодно в Ясной Поляне, в музее-заповеднике Льва Толстого в сентябре проводятся писательские встречи, на которые собираются литераторы России, стран СНГ и дальнего зарубежья.


В этом году они состоялись 7-12 сентября, и впервые, по приглашению хранителя музея-заповедника “Ясная Поляна”, праправнука великого писателя В.И.Толстого, в международных писательских встречах принял участие народный поэт Татарстана Ренат Харис.


Ренат Харис (справа) с Владимиром Толстым.Писатели, собравшись в толстовской усадьбе, в течение нескольких дней обсуждали многочисленные литературные, философские, социальные и религиозные вопросы, волновавшие Льва Николаевича Толстого и актуальные для современного общества. По итогам IX международных писательских встреч будет издан сборник, в который включена и статья Рената Хариса, посвященная осмыслению проблематики войны и мирной жизни в современных “горячих точках”. Сегодня мы предлагаем ее вниманию наших читателей.


Войны ли повышают температуру нашей планеты, или “горячие точки” возникают там, где повысилась температура Земли? Наверное, и так и эдак… Но не это главное. Главное – как эту температуру “стряхнуть”?


Со времен “Илиады”, “Слова о полку Игореве” и татарского эпоса “Идегей” литература пытается осмыслить эти крайне больные вопросы жизни человечества. По сути, вся история мировой литературы – путь осмысления проблем войны и мира, и в этом процессе принимали участие такие великие умы человечества, как Лев Толстой, Михаил Шолохов, Эрнест Хемингуэй, Анри Барбюс, Иван Вазов, Алексей Толстой, Ярослав Гашек и многие другие. Их талантливые произведения стали предостережением человечеству и сильным мира сего: “Одумайтесь!” Но слышим ли мы их сегодня? Скорее всего, у современных носителей политических амбиций забиты уши. А в результате: вчера – Кавказские войны, участниками которых были Лермонтов и Толстой, мировые, гражданские, а сегодня – Афганистан, Балканы, Ирак, Абхазия, Южная Осетия и, конечно же, Чечня.


В связи с этим вспоминается мое последнее посещение Чечни. Во время затишья между двумя военными кампаниями я, будучи вице-спикером парламента Татарстана, по служебным делам был в Грозном и попросил помочь мне найти своего старого приятеля – чеченского писателя Магомеда Мусаева, с которым мы переписывались, который бывал в гостях у меня дома в Казани и много раз приглашал нас к себе в гости. Однако в мирное время как-то не получилось… И вот мы поехали по его старому адресу – Ивановский переулок, дом 4. Там должен был стоять красивый, по описанию Магомеда Мусаевича, особнячок, а мы увидели на его месте лишь огромную воронку то ли от бомбы, то ли от снаряда… Но знающие люди сказали, что писатель жив, он заблаговременно выехал в горы, а потом вернулся. По счастью, так и оказалось. На следующий день мы его нашли в одной из чудом уцелевших “хрущевок”. Он лежал в постели со сломанной ногой почти в пустой однокомнатной квартире. Весь его архив, книги, рукописи неопубликованных произведений сгорели. “Это со мной уже во второй раз – сказал писатель, – первый раз – в 1944 году, когда после ранения вернулся с фронта на долечивание в Грозный и за 24 часа меня, раненого, депортировали в Казахстан, и вот сейчас…”


Впрочем, мы о многом тогда говорили. Помню, как восьмидесятилетний писатель-фронтовик, чьи произведения изучались в школах, с горечью сказал: “Неужели они забыли “Хаджи-Мурата” Льва Толстого? А может, и вовсе не читали?..” Под словом “они” подразумевались тогдашние руководители страны и Чеченской Республики. А из повести Льва Толстого на память сразу приходит рассказ о том, как бездеятельность и пустые обещания командующего Воронцова привели к бессмысленной гибели Хаджи-Мурата, вызвавшегося помочь русским быстро завершить Кавказскую войну, а также притча Хаджи-Мурата про то, как осел угощал собаку сеном, а собака потчевала осла мясом, и в конечном итоге оба остались голодными… Мы говорили тогда и о необходимости в многонациональной и многоконфессиональной России уважения к языку, обычаям, устоям каждого народа, о том, что именно пренебрежительное отношение к этим ценностям накаляет обстановку и создает благоприятную почву для появления на нашей планете новых “горячих точек”.


Любую “горячую точку” в конце концов можно остудить. Для этого существует целый арсенал средств – военных, политических, экономических. Хочется думать, что в конечном итоге и в Ираке, и в Южной Осетии, и в Чечне будет наведен конституционный порядок и все образуется. Но останется одна, казалось бы, неприметная проблема – больная память, зараженная бациллами озлобленности и мстительности. Именно эти бациллы, мутируя, порождают такого монстра, как международный терроризм, учинившего бесчеловечное безумие в Нью-Йорке, Беслане… Разве не безумие стрелять в спины убегающих детей?


Как очистить человеческую память от этой опасной заразы? Что могут сделать в этой связи президенты, короли, главы правительств? Религии? Они делают то, что делают, но особого эффекта пока не видно. А как ведет себя в подобных ситуациях пресса? На мой взгляд, она больше подогревает, чем остужает, ибо чересчур свободна от ответственности. Есть ли еще какая-то сила, способная эффективно действовать в этом направлении? Мне кажется – есть, и эта сила – литература, разумеется, настоящая, не подверженная политической конъюнктуре, та литература, которая призвана быть врачевателем человеческой души. Например, память татарского народа о завоевании Казани Иваном Грозным и разрушении татарской государственности давно не агрессивна и, стало быть, безопасна. И в этом есть немалая заслуга татарской литературы. Впрочем, память кавказских народов о войнах XIX столетия до недавнего времени тоже была не агрессивна, и в том числе благодаря произведениям Льва Толстого.


Но сегодня, к сожалению, это хрупкое равновесие снова нарушено. И будут ли востребованы современными “вожжедержателями” уроки “Войны и мира”, “Хаджи-Мурата”, “Тихого Дона”, “Хождений по мукам”, “Бега” и других великих произведений? Трудно сказать…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще