Для просвещения светом благоверия

Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани. На этот раз мы проанализируем ответы участников, которые были присланы на вопрос двадцатого тура (см. “РТ” №105-106 от 27 мая с.г.). Отметим сразу, что задание оказалось сложным, и не все конкурсанты ответили на него правильно.


Перед нами – малоизвестный фрагмент старой Казани. На фотографии изображена церковь Кирилла и Мефодия, которая была построена в 1889 году по проекту архитектора Павла Аникина. Она простояла менее полувека, будучи уничтоженной в разгар войны с религией в тридцатых годах прошлого века. В 1949 году на месте храма возвели одну из самых поздних в городе “сталинок” с красивым фасадом и аркой – дом №2/19 по улице Лесгафта.


На переднем плане виден земляной мост, возведенный путем засыпки глубокого оврага накануне строительства Кирилло-Мефодьевского храма. Мост, сохранившийся по сей день (вдоль него ныне проходит ул.Овражная), соединял улицы Первую и Вторую Горы. В результате засыпки оврага образовалась обширная площадь, от которой лучами отходили шесть улиц – Муратовская (ныне Лесгафта), Солдатская (Достоевского), Лихачевская и Поперечная 2-й и 3-й Гор (части ул.Айвазовского), Госпитальная (Курашова) и Первая Гора (Ульяновых). Слева виден дом (низ каменный, верх деревянный, ныне – №4 по ул.Достоевского), в котором до революции жил ученый-востоковед Пантелеймон Жузе.


Памяти первоучителей славянских

6 апреля 1885 года в России праздновался день памяти славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Он был приурочен к тысячелетию со дня смерти старшего из братьев – создателей кириллицы Мефодия. Поскольку они были причислены к лику святых, организацию праздника взяла на себя церковь. Указом Святейшего Синода были расписаны порядок проведения торжеств и меры по увековечению памятных событий. Не осталась в стороне и Казань.


Наша справка. Братья Кирилл (до принятия монашества – Константин, 827-869) и Мефодий (815-885) родились во втором по величине греческом городе Солуне, ныне Салоники. Семья их была интернациональна: мать – гречанка, отец – болгарин, предки которого происходили от тюркского племени болгар.


Кирилл с детства проявил выдающиеся умственные способности и учился в лучших школах Византийской империи, а затем стал ведущим богословом при константинопольском патриархе. По преданию, способствовал окончательному переходу потомков местных болгар в христианство. Позднее оказался посланником императора в Сирии и Хазарском каганате. Но самой выдающейся миссией его и брата-монаха стало пребывание в Моравии. Здесь солунские просветители помогли создать независимую от германского епископата славянскую церковь, для чего разработали отдельный алфавит (кириллицу) и перевели на него несколько богослужебных книг.


Вот как описывает те дни краевед Сергей Гольцман в книге “Ф.И.Шаляпин в Казани”: “Учащиеся всех учебных заведений освобождались от занятий. Ученики училищ совместно с преподавателями присутствовали накануне в приходских церквях на всенощной, а к семи утра на следующий день собирались там же на литургию и молебен в честь Кирилла и Мефодия. Для Шаляпина дни эти были крайне напряженными. Вечером 5 апреля он пел в архиерейском хоре в кафедральном соборе в Кремле… Всенощная совершалась с необычным величием. Все стояли со свечами, читались проповеди, пел хор, участникам раздавались листовки с описанием жизни и деятельности славянских первоучителей.


Служение закончилось в десятом часу вечера, когда стемнело. Толпы народа, возвращаясь по домам, вдруг увидели на Воскресенской улице в окнах магазина Павловского “туманные картинки”. С помощью проекционного фонаря показывались цветные кадры из жизни Кирилла и Мефодия. С интересом смотрел их и Федя”.


Гольцман добавляет также, что на следующий день после торжественного богослужения в Благовещенском кафедральном соборе по Александровской площади (ныне – Первого мая) прошли парадом войска, а во всех учебных заведениях города занятия снова были отменены.


Назначение – преобразить “Суконку”

Во время подготовки к этим событиям в феврале 1885 года и прозвучала идея о строительстве в Казани нового храма – в память о славянских просветителях. На заседании Казанской духовной консистории ее высказал архиепископ Казанский и Свияжский Палладий. По его мнению, это было бы наиболее зримой данью солунским братьям. Вот что он говорил: “Память о первосвятителях невольно побуждает нас к исполнению самой священной обязанности – продолжать их великое дело просвещения наших ближних; просвещать же других светом благоверия и благочестия без устроения храмов Божиих невозможно”. Палладий же предложил и место возведения храма – на восточной окраине, в Суконной слободе.


Почему именно там? Как сообщают церковные документы, в то время в Казани насчитывалось около 140 тысяч православных жителей и 24 приходские церкви. По мнению святых отцов, этого было явно недостаточно. В божьих храмах особенно нуждались окраины и прежде всего “бунташная” “Суконка”. Существовавшие там Духосошественская и Варваринская церкви не удовлетворяли потребности населения густонаселенного района в “духовном” общении. При этом на двух храмах лежала серьезная нагрузка – приход, равный почти трети населения города.


Многие жители района были чрезвычайно бедны, а их дома являли собой жалкий вид. Вот как их характеризовали в одном из официальных документов той эпохи: “Дома в оврагах, Госпитальном переулке между 1-й и 2-й Горами, нельзя считать настоящими домами, а самыми бедными избушками или кельями, за исключением двух или трех домов”. Среди жителей, разочаровавшихся и разуверившихся в жизни, процветали пьянство, воровство, проституция, нищенство.


Городская дума пошла навстречу инициативе церковных иерархов и вскоре приняла решение построить новый каменный трехпрестольный храм на одной из возвышенностей – между улицами Первая и Вторая Горы. 3 апреля 1885 года был объявлен конкурс архитекторов на проект сооружения храма. Выиграл его Павел Евграфович Аникин – автор многих жилых и общественных зданий, в том числе и Покровской церкви (также не сохранившейся) на нынешней ул.Маркса. В кратчайшие сроки на строительство было собрано 12 тысяч рублей, открыта Кирилло-Мефодьевская школа и учрежден склад (библиотека) духовно-нравственных книг.


“Народная стройка”

На возведение храма не было потрачено ни копейки не только государственных, но и церковных денег. Средства собирали, как тогда говорили, с миру. Жертвователями на храм были весьма уважаемые люди. В ряду первых – елабужские купцы Стахеевы, Михаил и Варвара Осокины, купец Ушков, рядовые горожане Жуков, Кривоносов, Суслов.


Кроме того, для руководства строительством церкви Кирилла и Мефодия был организован специальный строительный комитет, в который с духовной стороны вошли протоиерей Богоявленской церкви Евфимий Малов и ключарь Благовещенского собора Петр Миловидов, а со светской стороны – потомственный почетный гражданин Андрей Хохряков, Иван Кривоносов, соборный староста купец Афанасий Музуров, Павел Щетинкин и Дмитрий Лаврентьев, попечительница женского рукодельного училища Елизавета Похвиснева, дочь действительного статского советника Надежда Галкина-Враская, жена статского советника Екатерина Безобразова.


Так как собрать и оформить необходимые документы к апрелю 1885 года не удалось, то официальную закладку церкви Кирилла и Мефодия было решено перенести на месяц, на день сошествия Святого Духа – 13 мая, совместив с чествованием братьев-просветителей (дата памяти которых до революции выпадала двумя днями ранее – на 11 мая).


В назначенный день в престольной Духосошественской церкви (ныне – Театр кукол) была отслужена литургия. Затем крестный ход с хоругвями и иконами поднялся к месту постройки новой церкви. Архиепископ Палладий освятил место для стройки, заложил в основание будущего храма камень и водрузил на месте престола крест.


Вот как описывается это событие в упомянутой книге Гольцмана: “…крестный ход встречали тысячи жителей Казани, сошедшиеся к месту закладки церкви. Все горы и пригорки были заполнены народом. Началось выступление сводного хора из церковных певчих. В этом хоре пел и Шаляпин”. Архиепископ Палладий в своей речи сказал: “И на сих горах казанских возсияет благодать Божия и свет духовного просвещения… Да созиждется же здесь дом Господен скоро, прочно, незыблемо”.


Само место для строительства было выбрано удачно. Впоследствии современники отмечали, что храм из красного кирпича и с золотыми куполами был виден с разных мест Казани и даже с Волги – приезжающим в город по реке. Чего стоила только колокольня, которая стала одним из самых высоких сооружений в городе. Ее высота составляла 54,5 метра.


В июле 1885 года строительным отделом при Казанском губернском правлении был утвержден план храма, а в сентябре заложили его фундамент. Однако из-за сырой погоды строительство застопорилось.


По-настоящему храм начали строить лишь к лету 1886 года. Председателем строительной комиссии к тому времени был выбран “душа стройки” – ключарь Благовещенского собора Петр Миловидов, который вложил в строительство все свои средства.


Два года спустя, в марте 1888 года, строительный комитет доложил новому архиепископу Павлу, что “храм вчерне построен, и в ближайшее время можно уже водружать крест”. В докладной записке утверждалось, что “на строительство было израсходовано 30412 руб., долгов неоплаченных – 2651 руб., в кассе осталось 1613 руб. 76 коп.”. Предстояло потратить еще около 30 тысяч рублей на внутреннюю отделку храма, строительство колокольни, сооружение иконостаса, приобретение колоколов.


В мае на пятикупольном храме установили кресты, а в июне был образован самостоятельный приход храма Кирилла и Мефодия. От Варваринского прихода в него вошло 75, от Духосошественского -189 домов, в которых проживало 625 мужчин и 709 женщин. 8 октября храм был освящен архиепископом.


Позднее в течение полугода были открыты и освящены правый придел – во имя Николая Чудотворца и левый – во имя святого равноапостольного великого князя Владимира.


Араб Пантелеймон

Когда речь идет о просветительстве, различия между религиями смываются. Это находит подтверждение и в нашем случае. Немного о малоизвестном жителе дома слева на фотографии.


Пантелеймон Жузе (1871-1942) родился в Иерусалиме, по национальности он был арабом. Учился в Московской и Казанской духовных академиях. Последнюю окончил в 1896 году и здесь же преподавал французский и арабский языки. Одновременно вел изыскания на поприще исламского правоведения, где снискал международное признание и уважение. Защитил магистерскую диссертацию по уникальной в те времена теме “Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама”. В 1916-1919 годах Пантелеймон Крестович работал в Казанском университете вначале приват-доцентом, а затем – профессором кафедры мусульманского права.


В годы Гражданской войны Жузе был вынужден покинуть Казань и оказался в Азербайджане. В Бакинском университете оставил многочисленные труды по мусульманскому праву и истории ислама. Те, что были изданы в Казани, сегодня можно отыскать в Научной библиотеке КГУ им.Лобачевского и убедиться, как этот ученый в собственных поисках опередил свое время.


Еще раз спасибо Шаляпину

Правы, скорее всего, те читатели, кто предположил, что дата фотосъемки приходится на сентябрь 1912 года. Именно в это время в Казани побывал уже признанный оперный певец Федор Шаляпин, одной из целей визита которого был сбор материалов для автобиографической книги. Великий певец хотел проиллюстрировать ее фотографиями города, который считал родным. Как уже отмечалось в материалах нашей рубрики, эти снимки для Шаляпина сделал служащий аптечного магазина Грахе Г.Сотников.


Если учитывать, что, по С.Гольцману, в детстве Шаляпин глубоко проникся авторитетом Кирилла и Мефодия, а позднее был певчим в храме, выстроенном в их честь, то артист наверняка просил Сотникова его запечатлеть. Однако прямых подтверждений этому не найдено.


В пользу версии о 1912 годе свидетельствуют и соседние на фотографии строения. Правее церкви Кирилла и Мефодия виднеется здание Петровского женского училища. Здание было построено в начале 1912 года. А в центре фотографии – длинное одноэтажное здание. На его месте в 1913 году началось строительство двухэтажного жилого дома (ныне – №2 по ул.Достоевского), которое из-за последующих лихолетий – войн и революций – так и не было оштукатурено снаружи. Увы, в том же состоянии дом находится и сегодня…


Правильные ответы на вопрос двадцатого тура, помимо владельца фотографии-загадки набережночелнинца Б.Канеева, прислали казанцы И.Валиуллин, Б.Милицын, Р.Сафин и жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова. Особой похвалы заслуживают подробные ответы Тамары Куклиной и членов семьи Григорьевых. Остальным напоминаем, что присоединиться к участию в конкурсе никогда не поздно. Наиболее активных знатоков старины ждут призы.


ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ ТУР









Представляем очередную фотозагадку. Читателям нужно определить, что за строение изображено на снимке, рассказать о его истории и назвать приблизительную дату съемки.


Фото из коллекции Абдуллы Дубина.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще