Нет, еще “нэ вмэрла” Украина в Татарстане, и подтверждением этому – возрождение праздника Ивана Купалы, который издревле отмечается украинским народом, как, впрочем, и остальным славянским миром. Третий год у нас проходят купальские празднества, да с таким размахом, с таким великолепием!
Побывав на них, будто окунаешься в волшебный мир древних традиций с магией и чарами, свойственными только этому дню, с безудержным весельем, с неистребимой жаждой любви друг к другу и всему окружающему миру.
В этот день не только зацветает никем никогда не виданный, но вечно живущий в воображении цветок папоротника, но и вершатся иные чудеса: зажигаются костры купальские, венки, плывущие по реке, предсказывают судьбу, песни и пляски звучат до самого утра.
Так было и в этот раз. Правда, не в Казани, как в предыдущие два года, а в Набережных Челнах.
После нескольких часов, проведенных в душном автобусе – лето, не спасают и кондиционеры, – гости праздника по прибытии сразу рванулись на берег Камы и окунулись в теплую воду. На то он и Купала…
А на эстраде, которая была устроена здесь же, на берегу, уже начинались распевки. Набережночелнинский фольклорный коллектив в ярких украинских костюмах, в венках из купальских трав в истинно народной манере исполнения заводил мелодичные, задушевные песни: “Ой, зеленее жито, зеленее, бо хороши гости у мене”. Казалось, что сама природа прислушивается к пению: и высокое небо, и обступившие со всех сторон полянку деревья, и широкая в разливе Кама, и цветы и травы, благоухающие в этот вечер по-особенному.
Медленно над колышущимся многоцветьем праздника пролетел степной орлан, будто мистический славянский бог Перун, принявший его облик.
Задорно выступили нижнекамцы, не ударили в грязь лицом и казанцы. Соловьиный голос Татьяны Киевской завораживал слушателей. Сам “голова” казанской диаспоры, полковник в отставке Владимир Любченко пустился в пляс, показывая собравшимся, каков настоящий “гопак”. Его поддержали и нижнекамский атаман Виктор Савенко, и хлопцы из Набережных Челнов, и ребята из русского фольклорного ансамбля, и белорусы, лишь недавно организовавшие свою общину. А Султан-бабай, еще смолоду влюбившийся в украинские песни, так искренне и непринужденно исполнил “Ничь яка мисячна”, что растопил сердца самых строгих ценителей песен.
В общем, каждый участник фольклорного праздника сумел раскрыть свои таланты и мастерство.
А между тем пришло время сжигать чучела Марены и Купайла, по легенде – брата и сестры, которых случайно поженили. Узнав об этом, они с горя утопились. В честь них и стали водить славяне хороводы, соединив языческие верования с христианскими. В костер подбрасывались ветки, старье, а значит, зло и болезни – все, что не хотелось бы оставить на следующий год. Прыгнуть через костер надо как можно выше – чтобы быть богатым и счастливым в будущем.
Небо совсем потемнело, сгустились тени, и только всполохи огня освещали лица танцующих и прыгающих через костер.
Девушки побросали венки в воду, гадая на суженого, – долго они плыли по Каме, в центре каждого на маленьком плотике горело по свече, будто заблудившиеся между мирами души “потерчат” – не рожденных матерями детей.
Но, увы, каждому празднику приходит конец. Поутру только чайки, расклевывающие остатки ночного пиршества, напоминали о великолепии этой ночи. Хотя еще долго свет купальского костра будет согревать той чарующей энергией и радостью, которая возможна лишь в волшебную ночь на Ивана Купалу.
Елена ЧЕРНЯЕВА.
Фото автора.