Вечные истины не так просты, как это кажется в детстве

Тремя премьерами ознаменовался завершившийся сезон в Татарском государственном театре кукол “Экият”.

Тремя премьерами ознаменовался завершившийся сезон в Татарском государственном театре кукол “Экият”. Это спектакли “Сказание о Казани” Мансура Гилязова, “Муха-Цокотуха” Корнея Чуковского – Льва Кожевникова и “Здравствуй, ежик!” Наили Ахуновой.


Эпизод из пьесы "Муха-Цокотуха" Татарского Государственного театра кукол "Экият".“Муха-Цокотуха” – для самых маленьких зрителей – начинается песней-размышлением о том, что такое настоящая дружба. Драматург Лев Кожевников, давно сотрудничающий с театром кукол (именно его перу принадлежат “Гуси-лебеди” и “Дюймовочка”), добавил в сказку Чуковского новые диалоги и мизансцены – в итоге денежку у Мухи (роль которой исполняет заслуженная артистка РТ Сания Каюмова) пытаются отобрать. Торговцы на базаре тянут незадачливую покупательницу в разные стороны, норовя вместе с самоваром подсунуть легкокрылой красотке кучу ненужного товара. А гости, явившиеся к Мухе на именины, произносят залихватские тосты и вместе с виновницей торжества распевают романсы “собственного приготовления”.


Музыку к пьесе написал заслуженный деятель искусств РТ, давний друг театра композитор Азат Хусаинов. Художественное решение принадлежит заслуженному деятелю искусств РТ Валентине Губской, а режиссерское – главному режиссеру театра, заслуженному деятелю искусств России и Татарстана Ильдусу Зиннурову. Благодаря их вдумчивой работе в знакомой сказке открываются новые глубины, в частности, такая: проповедуемые в “Цокотухе…” вечные истины не так просты, как это кажется в детстве.


Ключевой момент в пьесе – не марш Мендельсона. Маленьким зрителям еще предстоит узнать, что блошки, тараканы и бабочки, так дружно бросившие именинницу в беде, а после “сожалеющие”, что герой-Комар их опередил, будут появляться в их реальной жизни гораздо чаще, чем маргинально настроенный Паук. Сумеют ли они, подобно Цокотухе, определить, кто есть кто?


В пьесе Мансура Гилязова “Сказание о Казани” – новая версия возникновения татарстанской столицы. К удовольствию юных зрителей, спектакль приобщает их к прошлому не через монументальный эпос, как можно заключить из того же названия, а через частную историю любви, сдобренную множеством спецэффектов.


Действие разворачивается тысячу лет назад, когда города фактически еще нет, а булгарские земли охраняет змей Зилант – порождение всемогущего бога Тенгре. Смелый юноша Алым и его невеста Акби, похищенные кровожадным змеем, в итоге его побеждают. Но отношение к победе не однозначно: для автора пьесы поверженный Зилант – персонаж драматический, пугающий народ не со зла. Бедняга всего лишь пытается привлечь к себе внимание, добиваясь народной любви. В итоге он ее получает – счастливые герои пьесы всем миром решают поместить изображение некогда устрашавшего их монстра на герб зарождающегося города.


По признанию Гилязова, еще на стадии задумки пьесы он сознательно обратился к незнакомым широкой аудитории сказочным персонажам и малоизвестным мифологическим сюжетам с тем, чтобы у маленького зрителя появились свои, положительные и патриотические ассоциации с раскрученным словосочетанием “тысячелетие Казани”.


Лесная сказка “Здравствуй, ежик, или Сами с усами” написана для самых маленьких посетителей театра – дошколят и младших школьников. Это дебют на театральном поприще известной казанской поэтессы Наили Ахуновой, выступившей в роли драматурга. Правда, как признается сама Наиля Гарифзяновна, писать для детей ей не привыкать – именно со сказок начиналась больше двадцати лет назад ее литературная деятельность, именно сказку принесла она на свое первое занятие в литобъединение Марка Зарецкого при казанском музее М.Горького.


“Здравствуй, ежик!” – это очень добрая, светлая сказка. Злая сорока стащила у девочки Маши волшебный колокольчик, и друзья Маши – Котенок (Сания Каюмова) и Щенок (Александр Карпеев) – решают помочь девочке отыскать его. Однако в лесу, куда они отправляются, их ждет встреча с отрицательными героями – злобным Мухоморычем, кокетливой Волчьей Ягодой и простоватым Кабаном. Много сил приложат злодеи, чтобы друзьям не удалось отыскать колокольчик… Однако в итоге добро, как водится, победит зло – добрый Ежик (Лилия Назипова) спасет Щенка и Котенка.


Летом театр планирует гастроли по детским лагерям, так что детишек ждут незабываемые встречи.


А в кукольном театре, отмечающем в этом году свой 70-летний юбилей, мечтают о новом помещении. О таком, в котором и места для постановок и репетиций будет больше, и детишкам будет вольготнее. Дай бог, чтобы эта мечта поскорее сбылась!


Альбина АБСАЛЯМОВА.


Фото из архива кукольного театра.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще