А чак-чак был из самой Казани

Для татар, съехавшихся в конце июня в небольшую немецкую деревушку Маммендорф, что под Мюнхеном, из разных уголков Германии, Австрии, Великобритании на традиционный Сабантуй, это событие было еще одним поводом и способом утвердить себя как самобытный народ, не желающий раствориться в многоцветном европейском Вавилоне.

Автор статьи: Владимир МЕДВЕДЕВ

Для татар, съехавшихся в конце июня в небольшую немецкую деревушку Маммендорф, что под Мюнхеном, из разных уголков Германии, Австрии, Великобритании на традиционный Сабантуй, это событие было еще одним поводом и способом утвердить себя как самобытный народ, не желающий раствориться в многоцветном европейском Вавилоне.


Согласитесь, что и бэлиш, и суп-шулпа, приготовленные в Германии, да и чак-чак, привезенный аж из самой Казани, – это не только элемент национальной кухни, но, с учетом удаленности от Родины, символ неразрывного единства с ней, приверженность национальным канонам. Не могли не увлажниться глаза разменявшего девятый десяток Гарипа Султана при виде того, как в лучших татарских традициях отводила в этот день душу молодежь, старавшаяся общаться на родном языке.


Как и в Татарстане, Сабантуй на Западе является праздником интернациональным, что подтвердило участие в нем представителей трех великих конфессий. Да и не могло быть иначе. Ведь на праздничном майдане собирается, как отметил в своем выступлении Вакиль Усманов, цвет общества, которым может гордиться нация.


Сам Вакиль является профессором созданной им вместе с супругой, танцовщицей из Казани, балетной академии в австрийском городке Санкт-Пельтен. Там же преподает балетное искусство еще одна супружеская пара – Мубараковы. Утвердила себя в качестве преподавателя французского языка выпускница Казанского пединститута Рива Рюдиссер из австрийского Брегенца. Принимали участие в празднике несколько сотрудников службы радио “Свобода” из Мюнхена, биохимик Земфира Гайнутдинова, ну и конечно же, известный поэт Равиль Бухараев, живущий ныне в Лондоне. Для полноты географии можно было бы отметить представителей молодого поколения Асель из Алма-Аты, изучавшую экономику в ФРГ, студента-медика из Мюнхена Гюльчечека, Айрата из Дармштадта, работающего в сфере телекоммуникации.


Их много в среде татарской диаспоры – инженеров и адвокатов, предпринимателей, людей науки и искусства, – вносящих посильный вклад в общественное развитие Запада, не лишних у себя на Родине, но и не потерявшихся за рубежом. И все они чтят обычаи своего народа, а участие в Сабантуе – лучшее тому подтверждение.


В этом году праздник татарской диаспоры состоялся в разное время в Вене, Берлине, Праге, Маммендорфе… Возможно, где-то еще. С учетом того, что Сабантуй – это редкая возможность общения друг с другом, обретения новых знакомств, своеобразные смотрины достижений, разумно, на мой взгляд, привнести в проведение его некоторую упорядоченность. Ведь в силу финансовых и временных ограничений для многих не представляется возможным побывать в короткий промежуток времени во всех местах.


Кроме того, Сабантуй вобрал в себя много межнационального. Немногим известно, что и лазание вверх по бревну и бег в мешках не чужды на весенних торжествах австрийцам и южным немцам, которые при соответствующей подготовке устроителей и своевременной рекламе охотно приняли бы участие в татарском празднике.


Наблюдения над тем, как новые друзья во время этих встреч обмениваются информацией друг о друге, могут послужить подсказкой инициативным людям подготовить своеобразные “Желтые страницы” о проживающих за рубежом соотечественниках, куда каждый, естественно, по желанию мог бы внести о себе необходимые сведения. Так пишется история отдельных лиц, их семей, а значит, нации в целом.


Маммендорф – Вена.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще