Лучшая “сорочка” в городе

Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, который посвящен тысячелетию Казани.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, который посвящен тысячелетию Казани. На этот раз мы систематизируем ответы участников, которые были присланы на вопрос восемнадцатого тура (см. “РТ” №51-52 от 12 марта с.г.)


Спасибо Шаляпину

В своих ответах конкурсанты были единодушны. Все они указали, что на фотографии изображен некогда популярный среди казанцев торговый рынок на Духосошественской площади в Суконной слободе. Ныне на этом месте расположен Дом офицеров, до недавнего времени – кинотеатр “Победа”, который был построен в 1958 году по проекту архитектора М.Игламова.


По сведениям краеведа Н.Агафонова (автора сборника “Казань и казанцы”, 1907), рынок первоначально назывался “Лавочки”, а затем у него появилось и второе, более популярное название – “Сорочий” – по-видимому, от производимого на нем гомона, шума. Когда его ликвидировали, горожане перенесли полюбившееся название “сорочка” на близлежащие рынки.


На заднем плане слева над окрестностями возвышается Шамовская больница (ныне – дом №5 по ул.Калинина), а справа видна улица Большая (в недавнем прошлом – ул.Тихомирнова, сегодня вдоль нее снесены все строения) и два дома на ней – Панкратова и Пикулиной. Во флигеле последнего из них с 1882 по 1890 год жил будущий оперный бас Федор Шаляпин. Именно благодаря ему и сделан был это снимок.


Дело в том, что в сентябре 1912 года, уже став знаменитым артистом, Шаляпин посетил Казань и обошел памятные места, связанные с детством и юностью. Некоторые особенно дорогие ему городские достопримечательности он попросил запечатлеть на фотографию своего знакомого – заведующего фотоотделом аптечного магазина Грахе Г.Сотникова. Снимок был выполнен со второго этажа шестого городского училища – ныне это полуразрушенный дом №58 по ул.Свердлова. Впоследствии фотография вошла в автобиографическую книгу Шаляпина “Страницы из моей жизни”, которая свидетельствует, что яркие воспоминания о “Суконке” певец бережно хранил всю жизнь. Федор Иванович признавался здесь, что “лучший город на земле – это Казань, а лучшее место в Казани – это ветка ветлы на берегу озера Кабан, что в Суконной слободе”.


Живя в Суконной слободе напротив рынка, Ф.Шаляпин получил первую жизненную закалку. Именно отсюда он ходил в школу, затем был отдан в учение к сапожнику, стал петь в церковном хоре, приобщился к театру… Естественно, часто бывал он и на Сорочьем базаре, где хозяйка дома, в котором он жил, Варвара Пикулина держала палатку-красильню…


Прощай, “Суконка”!

Суконную слободу постигла печальная судьба. В советское время развитию ее инфрастуктуры не уделялось практически внимания, и в ней было возведено всего несколько пятиэтажных домов. В основном слобода оставалась застроенной ветхими частными одно- и двухэтажными домами, возле которых размещались сады и огороды. Правда, среди этой невзыскательности возникли броские названия улиц. Все четыре из них, представленные на фотоснимке, в 1920-е годы стали носить имена известных революционеров – Калинина (3-я Гора), Свердлова (Георгиевская), Луковского (Мостовая) и Тихомирнова – кстати, первого редактора газеты “Рабочий” (1917) – предшественницы “РТ”.


Вплоть до середины пятидесятых годов весной “Суконку” часто заливало талыми водами, стекавшими с высоких частей города, а нередко и разливавшимися водами Волги, Казанки и Кабана. И даже в семидесятые годы прошлого века стоило отойти от центральной улицы Куйбышева (ныне – Пушкина) на двести-триста метров, как ее жители попадали в совершенно иной мир, где время, казалось, замедляло бег. Здесь по-деревенски цвели сады, лаяли собаки, бродили домашний скот и птица, женщины стирали белье прямо на улицах, а мужчины сидели на лавках за столиками под яблонями, играли в шахматы и домино… Водопровода, канализации и центрального отопления здесь не было и в помине, но были картошка, огурцы и редиска со своего огорода…


Все резко изменилось, когда полтора десятка лет назад в Суконную слободу пришел капитализм новой формации. Водяные колонки быстро вышли из строя, фонари окончательно погасли, но зато появилось множество ларьков с дешевым алкоголем. Работы на местных предприятиях и перспектив не стало… “Суконка” начала агонизировать и разрушаться. Теперь на ее месте – пустыри и, как обещают отцы города, кварталы будущего элитного жилья.


Армянские “следы”

Место, изображенное на фотографии, было заселено с давних пор. Еще во времена ханской Казани в городе проживала большая армянская колония – как утверждают городские хроники, со времен изгнания турками с Кавказа христиан в середине XV века. Здесь же, на возвышении, размещалось кладбище, которое до революции именовали “немецким”. Улицу, которая спускалась сверху, называли 3-й Горой – из-за того, что она была третьей по счету от города. В просторечье ее именовали просто Шарной, поскольку возле нее добывали крупный чистый песок – “шару”, который слобожане использовали при строительстве. Позднее среди местных обитателей появилось выражение “дать/сдать на шару”, то есть провернуть выгодное дельце, совершить удачный обмен.


Армянской слободой до революции называли район нынешней улицы Спартаковской – там, где сейчас расположены новые корпуса обувной фабрики “Спартак” на берегу озера Кабан. По всей видимости, ее жителями были как вольные купцы, так и казанские пленники. Кстати, в Научной библиотеке Казанского госуниверситета хранится древнее Евангелие на армянском языке – памятник христианской литературы XVI века. Оно, как гласят документы, было “списано плененным от татар армянином Василием во время нашествия их на армян в 1501 году”.


То, что древнеармянское кладбище казанцы называли “немецким”, подтверждает его древность, так как “немцами” (от слова “немой”, то есть не знающий русского языка) в Московии до ХVII века называли любые другие народы.


Рынок у стен храма

Суконная слобода возникает в 1722 году – после посещения Петром I казенной шерстяной (впоследствии суконной) фабрики. Дабы поднять ее производительность, император передал ее в частные руки – в собственность купцу Ивану Михляеву. Четыре десятка лет спустя второй владелец фабрики Федор Дряблов построил для нее первое в слободе гражданское здание из камня (ныне сборный пункт Татвоенкомата), расположенное наискосок через улицу Георгиевскую напротив Сорочьего базара.


Новое здание фабрики разделило некогда единое целое – рынок и храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. То, что торговля процветала прямо на площади у стен церкви, сегодня может показаться святотатством, однако в глазах социальных низов в то время это выглядело как должное.


Церковь была самым первым каменным строением в слободе, которое в 1731 году воздвигли на средства вдовы бывшего владельца суконной фабрики Евдокии Михляевой. В ней обучали грамоте детей суконщиков, а сами взрослые всегда находили здесь и духовную, и материальную помощь. В 1930-х годах колокольню церкви снесли, а сам храм переделали в клуб. Ныне здесь размещается кукольный театр.


Оплот пролетариев

Собственно появление Сорочьего базара связано со стремительным развитием Суконной слободы. К XIX веку по числу жителей – 12 тысяч человек – она не уступала любому уездному городу. Местное население активно скупало продукты и товары первой необходимости, особенно в ходу были дрова. Ежегодно именно на этом рынке продавали больше, чем где-либо, домашнего скота – около 3,5 тысячи голов. Кульминация торгов приходилась на 18 (31 – по новому стилю) августа – день памяти мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями домашней скотины. В остальное время рынок функционировал два раза в неделю – в понедельник и четверг.


Из всех казанских базаров именно Суконнослободский считался наиболее неблагополучным и заброшенным. Грязь и вонь здесь были постоянны. Знаменитые кулачные и петушиные бои, пьянки, драки, убийства были для Суконной слободы обычным делом. В конце позапрошлого века в этом месте стали появляться многочисленные кабаки, притоны, игральные и публичные дома, что и без того усугубляло криминальную обстановку в этом районе города. Городские власти старались сюда не заглядывать.


Неудивительно, что жители Суконной слободы были свободолюбивым народом и истинными пролетариями. Многие работники суконной фабрики трудились по 12-18 часов в сутки. Подобные условия порождали постоянные трения с администрацией предприятия. Вот почему благовоспитанные казанцы считали слободу бунтарским оплотом – здесь случались частые волнения, рабочие устраивали забастовки.


Поскольку Суконная слобода застраивалась в основном деревянными зданиями, то нередко здесь случались пожары. Для борьбы с ними была организована пожарная команда, для которой и было построено здание пожарного депо, которое видно внизу на фотографии.


Имена достойных вписаны навечно

Краевед П.Калинин утверждал, что в 1833 году Суконную слободу посетил А.Пушкин, который собирал материалы для своего исследования “История Пугачевского бунта”. В Суконной слободе жил известный казанский деятель культуры, литератор, общественный деятель и библиофил Н.Агафонов. В доме Филимонова (ныне ул.Свердлова, 70/18 – один из уцелевших здесь домов) родился известный татарский революционер М.Вахитов.


Но наибольшую известность, связанную с этими местами, получил Яков Шамов. В 1910 году на горе в Осокинской роще именно на средства этого купца-старообрядца архитектор К.Олешкевич выстроил трехэтажное здание общественной больницы в стиле “модерн”.


В 1881 году Шамова избрали старейшиной Казанского биржевого комитета. Как крупнейший жертвователь на общественные дела, он затеял строительство больницы. Правда, злые языки упорно утверждали, что раскошелиться на строительство богоугодного заведения Шамова вынудили городские власти, когда выяснилось, что в его поставках для русской армии на Дальний Восток во время войны с Японией оказалась партия залежалой муки. Это привело к заболеваниям среди наших солдат, и в начатом по этому случаю расследовании Шамова признали виновным. Купец якобы откупился от тюремного заключения тем, что выделил деньги на возведение больницы.


Здание больницы верой и правдой служит казанцам до сего дня. С 1921 года Шамовская больница стала клинической базой кафедр Казанского медицинского института. С 1966 года здесь располагались городская клиническая больница №1 и клиника им.А.Терегулова. В больнице работали известные ученые-врачи М.Чебоксаров, Н.Горяев, Н.Соколов, И.Билич. И поныне многие горожане поправляют здесь свое здоровье.


В заключение сообщим, что правильные ответы на вопрос пятнадцатого тура прислали казанцы И.Валиуллин, Т.Куклина, Б.Милицын, Р.Сафин, В.Файзуллин, семья Григорьевых, набережночелнинец Б.Канеев и жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова. Напоминаем, что присоединиться к участию в конкурсе никогда не поздно. Наиболее активных знатоков старины ждут призы.


 


ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ТУР









В заключение представляем еще одну фотозагадку. Читателям нужно определить, что за строение изображено на снимке, рассказать о его истории и назвать приблизительную дату съемки.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще