Ведущие актеры МХАТа приехали в Казань в конце июня 1918 года, когда еще не успели завянуть цветы на могиле секретаря Казанского комитета РСДРП(б) и исполняющего обязанности председателя губернской ЧК Гирша Олькеницкого. Его загадочное убийство в Займищах еще будоражило умы горожан, однако приезд Василия Качалова, Ивана Москвина, Ольги Книппер-Чеховой, Алексея Дикого и других звезд МХАТа уже стало для Казани событием номер один.
Вопрос, какую сцену предоставлять московским артистам, не возникал: зал Дворянского собрания, способный некогда конкурировать с Городским театром по комфортности, акустике и вместимости, был до того загрязнен – теперь здесь размещалось Крестьянское собрание, что достойно принять мхатовцев мог только Городской театр. Там 1 июля 1918 года и состоялся “литературный вечер” артистов, начавшийся показом спектакля “На дне” по пьесе Максима Горького. Барона играл Качалов, Настю – Книппер-Чехова, Луку – Москвин.
Иван Михайлович Москвин родился 18 июня 1874 года в Москве, в семье часового мастера. С 14 лет, “загоревшись” театром, он участвовал в домашних спектаклях, а в 1893 году поступил в драматический класс при Московском филармоническом обществе. Вел класс В.И.Немирович-Данченко.
После окончания училища Москвин был приглашен ведущей актрисой Малого театра Гликерией Федотовой исполнять небольшие роли в ее гастрольной поездке по России. Играл Москвин блестяще и был приглашен в 1896 году в Ярославский театр на весь гастрольный сезон.
В 1898 году, с основанием Московского Художественного академического театра, Москвин стал одним из его ведущих актеров. Был первым исполнителем роли царя Федора в спектакле “Царь Федор Иоаннович” по пьесе А.К.Толстого.
Он великолепно воплощал на сцене русские типажи: Епиходова в “Вишневом саде”, Протасова в “Живом трупе” и, конечно, Луку. Эту роль Москвин играл более 40 лет, играл так масштабно, многозначительно и смело, что остальные роли, в том числе и Сатина, отходили на второй план и центральной фигурой в спектакле становился Лука. “Я теперь соображаю, кто виноват? – писал по поводу решающего влияния Москвина на восприятие его пьесы в одном из своих писем Горький. – Талант Москвина-Луки или же неумение автора? И мне не очень весело”.
Так же талантливо играл своего Луку Москвин и в Казани.
Несмотря на начавшуюся с приходом большевиков разруху, перебои с продовольствием и крах прежних устоев, театр был полон: лучшая и культурно образованная часть горожан в большинстве своем еще не покинула Казань (это случится позже, в сентябре 1918-го, когда из города, вместе с “народной армией” подполковника В.О.Каппеля и мятежными чехами уйдет половина жителей города). Приезд Москвина, Книппер-Чеховой и Качалова, которого казанцы считали своим, не мог оставить театральную публику равнодушной.
Литературный вечер, как и было заявлено в афишах, состоялся после спектакля. Читали Кольцова, Северянина, Блока, Шекспира и Мопассана. Качалов своим бархатным голосом очаровал зрителей образами Брута, Антония и Ивана Грозного, “с большим мастерством и задушевностью прочла рассказ А.П.Чехова О.Л.Книппер, великолепно прошли два инсценированных рассказа А.П.Чехова в исполнении г.Москвина, г.Дикаго и г.Грибунина”. (“За землю и волю”. Казань, 1918, №130, стр.3).
Словом, вечер удался. И опытные театралы, и просто люди, пришедшие прикоснуться к культурному действу, ставшему в городе редкостью на фоне заполонивших театральные подмостки Казани оперетток вроде “Пупсика”, докладов и лекций типа “Культура и социализм”, получили прекрасную отдушину. Они выходили из здания Городского театра с окрепшими душами и возвращенной верой, что добро, в конце концов, победит зло и истинные ценности – любовь, человечность, совесть, справедливость – останутся непреходящими. Все это вернул им Лука-Москвин: “Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет… Во что веришь, то и есть… Не мешайте! Уважьте человека”.
С 1919 года Москвин стал сниматься в кино, которому, собственно, и обязано наше поколение знакомством с игрой выдающегося актера.
Он пробовал себя и в режиссуре. В 1908 году на сцене МХАТа он поставил “Синюю птицу” и “Ревизора”, в 1914-м – “Смерть Ползухина”, в 1939-м – “Три толстяка”. В 1936 году он получил звание народного артиста СССР и стал депутатом Верховного Совета.
Иван Михайлович Москвин умер 16 февраля 1946 года, будучи директором МХАТа.
Это был выдающийся русский актер, тонко чувствовавший жизненную правду. Его игра была обращена не к рассудку зрителя, но к его сердцу и чувствам.