Сабантуй – древний и вечно юный

В Татарстане – звонкая пора Сабантуя.

Автор статьи: Шамиль МУЛАЯНОВ

В Татарстане – звонкая пора Сабантуя. Нынче его намерены отпраздновать более чем в пятидесяти регионах компактного проживания татар – как в России, так и в зарубежье.


Когда же, где и как родился Сабантуй? Из каких первоначальных ритуалов, обычаев складывался и как видоизменялся? Какие схожие черты имеет с аналогичными праздниками других тюркских народов? На эти и другие вопросы можно найти ответы в только что вышедшей в свет монографии кандидата исторических наук Дамира Шарафутдинова “Традиционная культура татарского народа. Юность древнего Сабантуя”.


Книга эта – плод многолетних исследований автора. Д.Шарафутдинов выпустил уже четвертую книгу о Сабантуе, каждый раз вскрывая все более глубокие пласты истории народного праздника.


Сохранив живость, образность и увлекательность повествования (автор по образованию журналист), Д.Шарафутдинов предстал в монографии ученым-исследователем, предложившим на основе анализа разнообразных источников, часть которых введена в научный оборот впервые, стройную версию происхождения и развития календарной обрядности татарского народа.


Рассматривая современный Сабантуй как земледельческий праздник, он приходит к выводу, что изначальные корни праздника простираются к полуоседлому, даже кочевому периоду жизни предков татар. Происхождение Сабантуя он связывает с тенгрианскими культовыми поклонениями, жертвоприношениями Солнцу и весенними молениями с просьбами о плодородии земли, универсальность смысла которых с переходом предков татар к оседлой жизни позволила Сабантую приобрести черты аграрного праздника. Согласно данной версии, изначально игры и состязания Сабантуя носили ритуальный, обрядовый характер. Так, место проведения состязаний – майдан, называвшийся в ряде случаев у древних “бэйге”, а также “сабан”, всегда имело форму круга – символа поклонения Солнцу. Общечеловеческая идея продолжения рода, непрерывности жизни лежит в сохранившемся обычае открывать Сабантуй состязаниями детей и аксакалов, в ритуале преподнесения молодыми женщинами, вышедшими замуж после прошлогоднего Сабантуя, вышитых полотенец победителям состязаний. Убедительно изложены версии происхождения и смысла многих других ритуалов и традиций, атрибутов праздника.


Автор прослеживает историческую эволюцию участия женщин в Сабантуе, отношение к празднику людей других национальностей и вероисповедания, восприятие его официальной властью, религиозными конфессиями. В монографии раскрывается роль современного Сабантуя как общественного явления, имеющего большое значение как для консолидации татарской нации, так и воспитания толерантности, уважения ко всем другим народам у его участников.


Многолетнее участие автора – мастера спорта по борьбе – в сабантуях позволило ему со знанием дела раскрыть роль и перспективы развития национальных видов спорта, составляющих основу Сабантуя, – борьбы на кушаках, конных скачек, бегов, а также игр праздника. Выводы автора о потенциальных возможностях этих состязаний и игр в физическом воспитании молодежи убедительны и оптимистичны.


Надо надеяться, данное издание станет заметным вкладом в изучение Сабантуя – уникального праздника, уходящего своими корнями в глубь тысячелетий и символизирующего приверженность татарской нации вечным ценностям – миру, труду, процветанию, ее жизнелюбие и оптимизм.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще