Три мелодии на мотив одной судьбы

Перекрестки культур трех народов Поволжья – русского, татарского и марийского, трех музыкантских профессий – пианиста, педагога и композитора определили судьбу и творческий путь Анатолия Борисовича Луппова, отметившего 2 июня свое 75-летие.

Перекрестки культур трех народов Поволжья – русского, татарского и марийского, трех музыкантских профессий – пианиста, педагога и композитора определили судьбу и творческий путь Анатолия Борисовича Луппова, отметившего 2 июня свое 75-летие.


Анатолий Борисович ЛупповДивная природа – речки, перелески, горки и овраги, чистые родники окружали марийское село Верх-Ушнур, где прошло его детство. Здесь издавна жили вместе марийцы, русские и татары. Семейные предания и исторические летописи засвидетельствовали имя Луппа, состоявшего на службе еще во времена Ивана Грозного…


Гармошка, гитара, мандолина и балалайка постоянно звучали в составе домашнего ансамбля. Однако решение стать музыкантом пришло не сразу. В военные годы, бросив школу, Анатолий работал на заводе, год учился в лесотехническом техникуме. Наконец, позанимавшись с педагогом, поступил в Йошкар-Олинское музыкальное училище по классу баяна. Одновременно учился в вечерней школе, которую окончил с медалью, и затем уехал в Ленинград, где был принят на физико-математический факультет университета. Но музыка все-таки взяла верх.


Казанскую консерваторию А.Луппов окончил по двум специальностям – фортепиано и композиции. Затем почти десять лет преподавал здесь же в качестве ассистента В.Апресова, однако карьера педагога-пианиста оказалась не главной в творческих устремлениях Анатолия Луппова. Занятия в классе композиции А.Лемана, привившие вкус и усилившие тягу молодого музыканта к собственному сочинительству, определили его дальнейшие профессиональные и жизненные приоритеты.


Успех первых сочинений А.Луппова был блистательным. Фортепианный концерт (1958), фортепианный квинтет (1959), концертино-токката для фортепиано с оркестром (1961), Первая симфония (1963) получили всесоюзное признание, вошли в репертуар многих исполнителей и постоянно звучали по радио.


Вместе с Альфредом Шнитке, Алексеем Николаевым и Родионом Щедриным Анатолий Луппов был включен в творческую бригаду молодых авторов, концертирующую по городам России и Украины.


Уже в первых сочинениях композитора присутствуют темы, связанные с татарским и марийским музыкальным фольклором. Причем Луппов сравнительно редко прибегает к прямому цитированию фольклорных мотивов, чаще используя общие свойства интонационного строя народной марийской и татарской музыки. В числе таких сочинений – первый марийский балет “Лесная легенда”, в центре которого образ леса – один из главных в марийском фольклоре, цикл концертов для духовых инструментов, стиль которых также определен марийской народной музыкой. Ритмы народных плясовых наигрышей слышатся и в “Праздничной увертюре” для симфонического оркестра.


Поначалу традиции татарской музыкальной культуры в творчестве А.Луппова занимают сравнительно немного места. В поэме “Последняя ночь”, в “Татарском каприччио”, в балете “Соловей и родник” по балладе М.Джалиля композитор использует лишь наиболее общие свойства татарского мелоса либо парадоксальные формы подачи фольклорного материала (к примеру, протяжная мелодия “Аллюки”, преподнесенная в эстрадно-джазовом варианте).


Стремление опробовать разные стилевые пласты, виртуозное владение тембровой выразительностью, знание возможностей музыкальных инструментов, классических и современных приемов исполнительства – вот слагаемые композиторского почерка Анатолия Луппова в этот период.


Восьмидесятые годы ознаменовали новый этап в творчестве композитора. Его точкой отсчета стала первая татарская моноопера “Неотосланные письма” по известной повести А.Кутуя, на премьере которой слушателям было представлено произведение, полное музыкальной экспрессии и драматизма. В этот же период, спустя долгое время, композитор возвращается к жанру симфонии, вдохновившись легендами татарского народа и литературными образами современных писателей Татарстана. Вторая симфония “Степной курай” по мотивам романа Галимджана Ибрагимова “Дочь степи”, Третья – “Легенда башни Сююмбике”, Шестая – “По прочтении Корана”, Седьмая – “Кара урман” для струнного оркестра, Восьмая – “Памяти Назиба Жиганова” дают новое прочтение норм симфонического цикла. Так, скажем, оркестровую ткань Шестой симфонии композитор обогащает партией вокала, а в качестве основной темы Восьмой симфонии А.Луппов использует звуковую расшифровку монограммы “Назиб Жиганов”.


Параллельно с композиторским творчеством Анатолий Борисович постоянно занимался музыкальной педагогикой, общественной деятельностью. Пятьдесят лет – таков стаж профессора Казанской консерватории А.Луппова. Можно смело утверждать, что почти все музыкальное Поволжье представлено его учениками. Многие выпускники класса Анатолия Луппова стали ведущими композиторами, руководителями творческих союзов республик Поволжья.


Участие в работе союзов композиторов России, Татарстана и Марий Эл – еще одна сфера приложения его творческих сил. Так, в трудный для Союза композиторов Республики Марий Эл период, связанный со сменой поколений, по инициативе Дмитрия Шостаковича руководство марийским творческим союзом взял на себя Анатолий Борисович Луппов, впоследствии передав эстафету своему ученику Алексею Яшмолкину.


Последние годы отмечены новым творческим взлетом композитора. Сложнее стали темы и идеи его сочинений, виртуознее, изысканнее композиторская техника, и в то же время в его музыке, как никогда, стали ощутимы дух свободы, почерк зрелого мастера.


Свое 75-летие мэтр музыкальной культуры Поволжского региона встречает серией авторских концертов, премьерами новых сочинений. Среди них – триптих для женского хора “Бессмертная душа” на стихи С.Семенова, “Веселый хоровод” для ансамбля скрипачей, кантата “Женщине – вся земля” и другие. Осенью в Казани и Йошкар-Оле пройдет фестиваль музыки Анатолия Луппова, будет осуществлена новая постановка его балета “Лесная легенда”…


Композитор, профессор кафедры композиции Казанской консерватории, заслуженный деятель искусств России, Татарстана и Марий Эл Анатолий Борисович Луппов своим творчеством и судьбой подтверждает закономерность и плодотворность диалога культур разных народов.


Фарида ШАМСУТДИНОВА.
Музыковед.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще