“Золотая маска” представляет

С 31 мая по 7 июня в Казани на сцене Татарского академического театра им.

С 31 мая по 7 июня в Казани на сцене Татарского академического театра им. Г.Камала будет проходить театральный фестиваль “Лучшие спектакли – участники “Золотой маски” в городах России”.


Этот масштабный гастрольный проект с участием ведущих театральных коллективов страны посвящается десятилетию “Золотой маски”. Казанцы увидят шесть спектаклей, которые в разные годы становились лауреатами и номинантами высшей театральной премии страны.


Фестиваль откроется спектаклем Театра имени Моссовета “Серебряный век” в постановке Юрия Еремина. В главных ролях мы увидим народных артистов России Ольгу Остроумову и Георгия Тараторкина.


Сцена из спектакля "Серебряный век".Памяти Серебряного века

В спектакле действительно звучат стихи поэтов Серебряного века – Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, Мандельштама… Но само это понятие “серебряный век” приобретает здесь еще один – и довольно зловещий -смысл. Действие пьесы Михаила Рощина происходит в конце 1940-х годов, а ее главный герой – не только знаток и любитель поэзии, но и бывший зэк, прошедший через Колыму, где вместе с другими добывал какую-то руду с серебристым отливом. Сами заключенные думали, что голыми руками добывают для страны серебро, а оказалось – радиоактивный уран…


И все же, в основном, речь в спектакле идет об излучении совершенно иного рода, исходящем из далекого, настоящего Серебряного века. Жесткая кристаллическая решетка позднего сталинизма оказывается облучена мощным ионизирующим потоком русской поэзии.


Сцена из спектакля "Шейлок".Режиссер воссоздает на сцене атмосферу киносеанса послевоенной поры: в прологе персонажи рассаживаются, как в кинозале перед началом фильма; на авансцене, как в фойе, играет оркестрик; а киноэкран с неровной гирляндой лампочек служит занавесом… В жизни, какой бы беспросветной она ни была, всегда есть место любви, есть надежда и свет, который и доносит до героев спектакля далекий и запретный тогда Серебряный век, его поэзия и свободолюбивый дух.


Кукольный дом

Спектакли маленькой петербургской труппы под названием “Кукольный дом” не раз становились главными событиями “кукольной” программы “Золотой маски”. Это театр, похожий на те, что существовали раньше, давным-давно, когда бродячие артисты – кукольники разыгрывали свои сказочные истории прямо на городских площадях или узких улочках. Пространство спектаклей “Кукольного дома” также рассчитано на то, чтобы играть их в любом месте, при любом освещении: на улице, в детских садах, в больнице.


Например, в спектакле “Золушка”, который мы увидим, все роли исполняет одна актриса – Элина Агеева. Одним движением она превращает дом Золушки во дворец Принца или, надев темную шляпу с вуалью и взмахнув волшебной палочкой, делает из перемазанной в золе дурнушки прекрасную принцессу. В этом спектакле Элина Агеева демонстрирует не только виртуозное владение марионеточной техникой, но и недюжинное актерское дарование, создавая десяток разных характеров, ибо у каждой куклы он свой.


“Золушка” – идеальный спектакль для детей. В нем столько сказочного, столько превращений и чудес, что впору и взрослому скептику поверить в них.


“Облом-off”

Сцена из спектакля "Облом-off".На сцене – уютная лампа под зеленым абажуром, клетки с чижами и канарейками, сдобные пирожки, водка на смородиновом листе и, конечно же, роскошный шелковый халат. Однако на скучную классическую инсценировку романа Гончарова спектакль “Облом-off” не похож. Режиссер Михаил Угаров ставил не роман русского классика, а свою собственную пьесу. А поэтому очень хорошо представлял себе, какую историю хочет рассказать. В результате режиссерский дебют известного драматурга Угарова оказался на редкость профессиональным и удачным. В спектакле есть все: остроумные перепалки, глубокомысленные монологи, динамичное действие, колоритные характеры. Актеры Владимир Скворцов (Обломов), Анатолий Белый (Штольц), Владимир Панков (Захар) и другие играют с заразительным азартом и заставляют зрителей не просто забыть про скуку, которую с детства внушал им хрестоматийный сюжет, но жадно ловить каждое слово и интонацию.


Провинциальные танцы

Среди тех, кто не раз получал главную театральную награду страны – премию “Золотая маска”, екатеринбургская труппа “Провинциальные танцы” и ее художественный лидер Татьяна Баганова. Это даже не театр, а некое объединение энтузиастов, создающих постановки, не похожие ни на что другое.


Язык современной хореографии столь же выразителен, сколь и лаконичен – не то что в классическом балете. Поэтому казанские зрители будут иметь возможность увидеть в один вечер два маленьких спектакля.


Тема многих постановок хореографа Татьяны Багановой – трудное и подчас болезненное сосуществование мужчин и женщин, вновь и вновь пытающихся обрести гармонию. Об этом и спектакль под названием “Кленовый сад”. Здесь нет конкретного сюжета. Ткань спектакля насквозь поэтична, хотя в нем нет ни единого слова. Баганова исповедует танец как зрелище, используя, наряду с хореографией, театральный свет, необычную, сказочную сценографию, редкую музыку.


“Кленовый сад” – это ожившая легенда о том, как красота покинула людей и поселилась в сумрачном лесу. Здесь странные девушки с распущенными волосами живут на деревьях и летают по воздуху; тревожно кричит ночная птица; а селяне, реальные мужчины и женщины с марионеточной пластикой, кружатся вокруг сухого дерева и недвижно грезят о неземной любви…


В основе спектакля “Свадебка” – одноименное произведение Игоря Стравинского, который вдохновлялся русскими национальными свадебными обрядами с их священнодействиями. У Багановой же это становится материалом для создания собственного мира, опять же исполненного таинственности и сложной драматургии человеческих взаимоотношений.


Папаша Убю и другие

Как известно, хорошие режиссеры вправе сами выбирать, с каким театром работать. Не просто хороший, а выдающийся режиссер Роберт Стуруа для постановки шекспировской пьесы “Венецианский купец” выбрал труппу театра “Et Cetera”, а на главную роль – худрука театра Александра Калягина. По имени его персонажа спектакль и назван – “Шейлок”.


Из двух слагаемых калягинской сценической харизмы – мастерства и обаяния – второе было режиссером решительно обуздано, благодаря чему Калягин создал театральный шедевр, замечательно, с чаплинской остротой и на нерве сыграв весьма неприятного субъекта.


В спектакле гармонично сосуществуют изысканное оформление художника Георгия Алекси-Месхишвили, неподражаемые лирические аккорды Гии Канчели и умная, острая режиссура Роберта Стуруа, который, хотя и ставит с успехом по всему миру, всегда остается грузином, чуть-чуть наивно воспевающим любовь и доброту.


А завершится фестиваль еще одним спектаклем московского театра “Et Cetera” с Александром Калягиным в главной роли.


Пьеса Альфреда Жарри “Король Убю” впервые увидела свет рампы в Париже в 1896 году. Драматургическое сочинение четырнадцатилетнего мальчика, списавшего короля Убю со своего ненавистного учителя физики, произвело тогда грандиозный скандал. Парижане, воспитанные на классицизме, были нокаутированы непристойным слогом и озадачены совершенно непривычной формой пьесы. Тогда в роли папаши Убю выступил гениальный реформатор французской сцены Антонен Арто.


В России эта пьеса практически не ставилась, хотя историки театра утверждают, что “Король Убю” породил все европейские театральные течения ХХ века: и сюрреализм, и абсурд, и “театр жестокости”. И вот спустя сто с лишним лет болгарский режиссер Александр Морфов поставил на российской сцене пронзительно глубокий спектакль о власти, доставшейся случайно, власти извращающей и разрушающей, но облек это в форму уморительно смешного балагана. То, что делает в этом спектакле Калягин, поразительно. Радостно и бездумно сияют его голубые глаза, звенит дурацкий птичий голос, виртуозно ведется тема вечного и совершенно безответственного пребывания в нужное время в нужном месте.


Без сомнения, предстоящая фестивальная неделя станет центральным событием в культурной жизни Казани, подарив нам яркие и незабываемые театральные впечатления.


Обзор подготовила


Ольга КРУЧИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще