Одержимость

Друзья и давние знакомые, обращаясь к Музипу Тазиевичу, в знак признания его заслуг в шутку величают его Музеем Тэзиевичем, что в переводе с татарского значит Музее – Строителевич.

Автор статьи: Шамиль МУЛАЯНОВ

Друзья и давние знакомые, обращаясь к Музипу Тазиевичу, в знак признания его заслуг в шутку величают его Музеем Тэзиевичем, что в переводе с татарского значит Музее – Строителевич.


И на то у них веские основания, ибо за более чем четвертьвековую бытность свою заместителем министра культуры Татарстана Музип Низамиев самым активным образом приложил руку к строительству и открытию семи десятков различных музеев в нашей республике. Читатели со стажем наверняка вспомнят, как в 70-90-е годы прошлого века на страницах нашей газеты регулярно появлялись сообщения об открытии очередного нового музея в том или ином городе, райцентре, а то и в небольшом поселке или селе. Отношение властей к музейному буму тех лет выразил Минтимер Шаймиев, сказав при открытии музея Ризаэтдина Фахретдинова, что внимание к музеям – это уважение нашего исторического прошлого.


И не только с музеями ассоциируется имя Низамиева. Помните, какой масштаб в те же 80-90-е приобрело у нас движение художественной самодеятельности? Его высшей формой стало возникновение там и тут народных театров, народных хоров и фольклорных ансамблей, проведение республиканских фестивалей народного творчества… А возьмите фестиваль “Играйте, гармони!”. Идея его проведения впервые возникла у Музипа Тазиевича. Как большая река начинается с ручейка, так и фестиваль этот начинался с праздника гармони в отдельном селе, затем районе, округе и вырос в действо республиканского масштаба с участием музыкантов из многих уголков России, где компактно проживают татары.


Отвечая в министерстве за такое хлопотливое и уязвимое направление, как культурное просветительство и организация досуга населения, Низамиев привнес в эту сферу дух творчества и неустанного поиска – нешаблонного и интересного.


Одержимость – так я назвал бы определяющую черту характера Низамиева, зная его и общаясь с ним на протяжении вот уже трех десятков лет. Человек, одержимый исполняемым делом, порученной работой, отдает ей все свои способности и жар души с одним желанием – получить наилучший результат, не считаясь с личными затратами сил, нервов, времени.


– Мне повезло, что первым наставником по части отношения к своим трудовым обязанностям стал для меня первый секретарь Сармановского райкома партии Сабир Шакиров в далеких теперь пятидесятых годах, – вспоминает Музип Тазиевич. – Фронтовик, вернувшийся с войны с боевыми наградами и без одной руки, он был суровым внешне, но справедливым и отзывчивым человеком. Превыше всего ставил прилежание в труде, сам он пропадал на работе с раннего утра до полуночи, того же требовал от других работников райкома. А мы с товарищем, два начинающих инструктора, были еще так молоды, что и не женаты. Личного времени совсем не оставалось. Как быть? Собрались с духом – и к Шакирову: так и так, мол, просим разрешения уходить с работы раньше двенадцати ночи, чтобы на свидания поспевать. Помолчал он сурово и… разрешил. С условием, что это никогда не отразится отрицательно на делах. С тех пор и осталась у меня привычка приходить на работу пораньше и уходить попозже.


Низамиев и сегодня, несмотря на возраст – а завтра, 1 мая, ему исполняется семьдесят лет, – не мыслит себя без дела. Пятый год возглавляет он литературный музей Габдуллы Тукая в Казани. Не стану перечислять все новое, что он внес в жизнь музея, это заняло бы немало места. Скажу лишь, что в результате предпринятых им нововведений годовая посещаемость музея возросла с 8-9 тысяч человек до 15 тысяч.


С юбилеем и долгие лета вам, Музип Тазиевич!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще