Завтра в рамках открытия фестиваля татарской песни имени Рашита Вагапова пройдет и презентация книги Рифата Фаттахова об этом великом татарском певцеТолько что закончил читать-рассматривать новую книгу-альбом, которая называется просто – “Рашит Вагапов”. И всколыхнулась память. О многом. И об авторе, и о личности его героя.
…Еще ребенком Рифат наблюдал, как из заветного сундучка бабушка извлекала таинственные фамильные ценности, сразу же бережно возлагала нечто на старенький патефон… И лилась песня. Голос исполнителя растворял пространство. “Это Рашит! Рашит Вагапов! Односельчанин наш!” – поясняла бабушка. Да, пел их земляк. Из их села Актуково Краснооктябрьского района Нижегородской области.
Став известным в республике журналистом, Рифат Фаттахов просто не мог не написать эту книгу-исследование, книгу-воспоминание о своем великом земляке.
При подготовке ее собрана и осмыслена гора источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Автор выверяет свою позицию с мнением и былых современников Рашита Вагапова, и ныне живущих. Перед нами – раздумья государственных деятелей, ученых, писателей, журналистов-публицистов, композиторов, режиссеров, артистов – коллег певца, его дневники и переписка, архивы, концертные афиши, программы филармонических концертов, отчеты-заседания. И письма слушателей-зрителей, письма-исповеди, мольба о встрече. Это море документов человеческого признания огромного таланта певца и расплескивает Рифат Фаттахов в своей книге.
Он приглашает читателя в раздумье о природе песенного мастерства и таланта сам стремится проникнуться доверительными воспоминаниями своих “соавторов”. Среди них Президент республики М.Шаймиев и президент Академии наук РТ М.Хасанов, профессора З.Сунгатуллина, М.Нигметзянов, А.Ахмадуллин, Н.Хисамов, Б.Султанбеков, С.Мигай, композиторы и дирижеры С.Сайдашев и Ф.Мансуров, певцы Х.Бигичев, М.Галеев, И.Шакиров, писатели Г.Баширов и М.Магдиев, десятки слушателей-зрителей. Все они сходятся в единодушном определении: Рашит Вагапов – народный певец с неповторимым голосом. Это удивительный лирико-драматический тенор, тонко отражающий колорит национального искусства, душу своего народа.
Но не только татары держат в памяти песни Рашита. Они сродни душевному сплаву всех татарстанцев. Получили эти песни отзвук на всем пространстве бывшего СССР. Географическая карта “феномена Вагапова” очень велика.
И я слушал и видел живого Вагапова. Первые встречи с ним были в 1944-1945 годах. Я учился тогда в Казани на курсах экономистов. Они только-только открылись в строящемся здании Финансово-экономического института. В аудитории мы шли по качающимся доскам-проходам. Концерты с участием Рашита Вагапова проходили тогда в огромном помещении будущего актового зала, который пока был весь в стропилах-подпорках. И мы стоя слушали великого певца…
С тех пор в душе – его “фирменные” песни “Урман”, “Эскадрон”, “Яшьлек”, “Песня сердца”, “Подняться бы на вершину Уральских гор”, “У могилы матери”. А есть ли в репертуаре мировых звезд такое богатство переживаний, высоких чувств к женщине, какие присутствуют у Рашита Вагапова в его песнях “Нурия”, “Альфия”, “Райхан”, “Алсу”, “Зайтунэкэй”, “Фирдаускай”, “Таскира”, “Зубаржат”, “Миляуша”, “Фаузия”, “Хамдия”, “Бибисара”, “Халися”, “Гульджамал”, “Галиябану”, “Зулейха”, “Марфуга”?.. Боюсь, не пропустил ли что-то. Эти прекрасные песни любви достойны антологии мирового песенного искусства. Правы те, кто считает: если бы Рашит Вагапов был “выездным”, его звезда воссияла бы на небосклоне, как одна из самых ярких. Одни считают Вагапова родным по духу Лемешеву, другие находят равную значимость Вагапова для татарского народа, как Шаляпина – для русского.
Показательной вышла эта книга-альбом. Издание воспринимаешь как памятник, который располагает к продолжению сказания о певческом искусстве Рашита Вагапова в другом жанре – документальном фильме. Сценарий, на мой взгляд, уже готов – это новая книга Р.Фаттахова.
Андрей РООТ.
Доктор филологических наук, профессор КГУ.