Подходит к концу 66-й концертный сезон Татарской государственной филармонии им.Г.Тукая. Как всегда, он был насыщен премьерами, дебютами, знакомством с именитыми гастролерами и новыми встречами с нашими филармоническими звездами. А кроме того, нынешний сезон стал юбилейным, десятым по счету, для отдела оперной и камерной музыки.
Как известно, здесь работают самые большие энтузиасты, можно сказать, подвижники от музыки, посвятившие себя благородному, но, прямо скажем, не всегда благодарному делу музыкального просветительства, воспитания слушательской культуры. Вот и нынче художественным руководителем отдела – народным артистом Татарстана Владимиром Варшавским совместно с лектором-музыковедом Лилией Апаковой и солистами подготовлено несколько новых концертных программ, которые знакомят с творчеством русских, татарских и зарубежных композиторов. Среди них – “Под небом Италии”, “Время, музыка, судьбы”, “Не уходи, побудь со мною…” и самая последняя – “Be me Love”. Ее премьера состоялась на днях в концертном зале филармонии и стала настоящим подарком для поклонников классического джаза и музыки Нового Света. Действительно, когда еще услышишь в одном концерте фрагменты из произведений Дж.Гершвина, Э.Барнета, Ф.Лоу, Р.Фримеля, Ч.Кэдмэна, Ф.Прайса. Замечателен и состав исполнителей – народная артистка Татарстана Л.Маслова (виолончель), заслуженный деятель искусств Татарстана Р.Утэй (саксофон, скрипка), солисты Г.Ибушев, Р.Маликов, Н.Сагирова и другие.
Один из концертов сезона был посвящен памяти ушедших из жизни солистов отдела – заслуженного артиста РФ, народного артиста РТ Гали Ильясова и заслуженного артиста РТ Рауфа Аббасова.
После довольно продолжительного перерыва отдел возобновил гастрольные выезды. Его солисты побывали в Зеленодольске, Чистополе, Набережных Челнах, Нижнекамске и в Ульяновской области. И всюду они были желанными гостями, всюду их ожидал самый теплый прием. Словом, юбилейный сезон удался. Небольшой, но спаянный творчеством и взаимопониманием коллектив отдела оперной и камерной музыки Татгосфилармонии не только подвел итоги первого творческого десятилетия, но и ощутил прилив новых сил. Нынче же его творческий состав пополнился молодыми выпускниками Казанской консерватории. Это подающие надежды лауреат международных конкурсов певец Владимир Васильев и пианистка Вероника Варшавская.
Подвижники требовались филармонии всегда, и особенно в годы ее становления, в далекие уже пятидесятые, шестидесятые годы. Хорошо помнит то время и заслуженная артистка Татарстана Алия Кутдусовна Файзуллина, более тридцати лет проработавшая в Татарской филармонии концертмейстером. Среди тех, кому она аккомпанировала, были такие известные певцы, как Рашит Вагапов, Фахри Насретдинов, Венера Шарипова, Михаил Пантюшин и другие. Но все-таки чаще ей приходилось работать с такими же, как она сама, скромными, почти безвестными тружениками филармонического фронта. Алия Кутдусовна, у которой нынче тоже юбилейная дата – ей исполнилось 75, с благодарностью вспоминает о том времени и всех тех, с кем ее свели судьба и музыка.
– Когда я еще училась в первой музыкальной школе, – рассказывает она, – мне посчастливилось познакомиться с Еленой Рабиановной Гнесиной, жившей с нами по соседству (в годы войны многие известные музыканты оказались в Казани). Она приходила к нам заниматься на фортепиано. Иногда слушала, как я подбираю на слух модные песенки, и даже советовала моей маме отправить меня учиться в Москву. Но я осталась в Казани, поступила в музыкальное училище и уже тогда начала аккомпанировать певцам. А потом и в консерватории совмещала учебу с концертмейстерством.
В филармонию я пришла работать в августе 1956 года и сразу же почувствовала, какое уважение у всех вызывает мое консерваторское образование. Ведь в те годы большинство филармонических артистов не имели специального музыкального образования, они просто от природы были талантливы и артистичны.
Сначала меня взял в свою концертную бригаду Рашит Вагапов. С ним я объездила почти всю страну, мы добрались аж до Улан-Удэ. И везде, куда бы ни приезжали, Вагапов собирал полные залы. У него был крепкий тенор с хорошим диапазоном, и внешне он был очень приятным.
В гастрольных поездках мы также подружились с Джавагирой Саляховой. Красивая, эмоциональная, она исполняла песни С.Садыковой, Н.Жиганова, которые прекрасно ложились на ее сопрано – легкое, со своеобразным тембром. Я всегда ею любовалась, удивляясь тому, откуда у этой простой деревенской девушки столько вкуса, интеллигентности…
А как не вспомнить Гали Джалханова, этого виртуоза татарской гармошки, мастера с большой буквы. Мы с ним работали вместе в Москве, во время Декады татарского искусства. Публика была в восторге, когда он доставал из кармана пиджака крохотную гармошку и творил с ней бог знает что: размахивал ею, подбрасывал, и при этом, не прерываясь, звучала какая-нибудь татарская мелодия – “Тафтиляу”, “Сарман” или “Кара урман”.
Литературно-музыкальный лекторий, в котором я работала с 1960-х годов, тоже вел активную концертную деятельность. Мы выступали в школах, общежитиях, прямо в заводских цехах. Без преувеличения можно сказать, что наши артисты вместе со всеми строили КамАЗ: как и все, мы месили грязь, жили где придется, но ездили туда всегда с огромным удовольствием. Единственное, жаль, что и тогда, и сейчас деятельность музыкального лектория и его артистов остается как бы в тени и не оценена по достоинству. О них мало пишут, их имен почти никто не знает. А ведь здесь всегда работали очень талантливые люди, настоящие энтузиасты. Многих из них уже нет в живых… Хотя если бы при жизни им было чуть больше внимания, чуть больше заботы, то их личная судьба, возможно, сложилась бы иначе – чуточку удачнее, счастливее…
Быть артистом филармонии – это не просто призвание, это миссия. И сегодня, когда балом правит шоу-бизнес, она тем более не сулит легкого успеха. Однако за судьбу Татарской филармонии можно не беспокоиться. Не перевелись еще здесь подвижники.
Лилиана РЕЧКОВСКАЯ,
Резеда ГАРАЕВА.
Концертмейстер Татарской филармонии Алия Файзуллина. Снимок 1956 года.