Вперед, к истокам…

В истории татарской музыки есть имена композиторов, с приходом которых связан качественно новый этап развития национальной музыкальной культуры.

В истории татарской музыки есть имена композиторов, с приходом которых связан качественно новый этап развития национальной музыкальной культуры. Это С.Габаши и С.Сайдашев, Н.Жиганов и Ф.Яруллин, А.Монасыпов, Р.Калимуллин и другие. Думается, к числу таких музыкантов можно отнести и Шамиля Шарифуллина.


Творчество Шарифуллина охватывает почти все жанровые области. Он является автором оратории-балета “Песнь о цветке” (на стихи американских индейцев), симфонических и камерно-инструментальных произведений, обработок татарских народных песен, музыки к драматическим спектаклям, романсов, песен.


Особое место в творчестве композитора занимает хоровая музыка. В частности, им написаны хоровые концерты “Мунаджаты” и “Деревенские напевы” (“Авыл койлэре”), выдвинутые нынче на соискание Государственной премии РТ им.Г.Тукая.


Татарская хоровая музыка – относительно молодая ветвь национальной культуры. Ее зарождение относится к 1920-1930 гг., когда появляются первые хоровые обработки татарских народных песен. У истоков этого жанра стояли такие известные музыканты, как С.Габаши и С.Сайдашев, М.Музафаров и А.Ключарев. Правда, в последующие десятилетия татарская хоровая музыка почти не получает развития. Лишь в 1970-е годы интерес к ней возрождается, и этот новый этап связан именно с творчеством Ш.Шарифуллина.


Он является первым и долгое время единственным татарским композитором, который последовательно развивает жанр хорового концерта на татарской национальной почве. “Мунаджаты” и “Деревенские напевы” – это многочастные циклические произведения для хора а сареllа на народные, коранические тексты и стихи Г.Тукая. Содержание первого из них носит философский характер. Семь его частей – это размышления о Боге, о жизни и смерти, о вечном стремлении человека понять свое назначение в этом мире. Замысел второго, также семичастного концерта “Деревенские напевы” связан с воссозданием образцов и сцен народной жизни, обычаев и праздников, сквозным мотивом которых являются любовь и разлука.


В основе произведений лежат народные напевы, мастерски разрабатываемые композитором. Хоровые концерты представляют собой виртуозные сочинения, отмеченные новаторской трактовкой, сложным взаимодействием голосов, своеобразным состязанием групп и солистов, что придает “Мунаджатам” и “Деревенским напевам” яркое, эффектное звучание. Высокую оценку этим произведениям дал выдающийся хоровой дирижер, профессор Казанской консерватории, первый исполнитель хоровой музыки Шарифуллина Семен Казачков: “Композитор Шамиль Шарифуллин – талантливый музыкант, обладающий редко встречаемой особенностью сочинять музыку, ничего не придумывая. Вследствие этого он оригинален, имеет свой стиль, свой музыкальный аромат. Истинная музыка рождается как видение и слышание мира с новой стороны, никем ранее не замеченной. Наиболее интересные сочинения Шамиля Шарифуллина для хора “Мунаджаты” и “Деревенские напевы” мне довелось исполнять многократно с неизменным для меня лично и, думаю, для слушателей интересом. Считаю, что Шамиль Шарифуллин проложил в татарской музыке новую дорогу…”


Музыка Шарифуллина занимает прочное место в репертуаре хоровых коллективов республики. Она звучала в Москве и Санкт-Петербурге, Швеции и Италии, Чехии и Германии.


Все творчество Шарифуллина характеризуют прочные связи с традициями народного музицирования. Композитор был в числе первых, кто разрабатывал в своих произведениях фольклорные традиции различных этнических групп татарского народа – мишар, кряшен, а также древние обрядовые песни, книжные напевы и кораническую речитацию. Вслед за своим учителем – выдающимся татарским композитором Алмазом Монасыповым, впервые интуитивно претворившим в своих сочинениях книжные напевы и кораническую речитацию, Шарифуллин именно в хоровой музыке возрождает и широко разрабатывает эти забытые пласты национального наследия. Он был в числе первых, кто актуализировал идею восточных корней татарской музыки, и творчество его, таким образом, является важным звеном в процессе восстановления прерванных в начале ХХ века линий развития традиционной музыкальной культуры татар.


Шарифуллин – не просто композитор, а композитор-исследователь. Еще в годы учебы в консерватории он постоянно выезжал в фольклорные экспедиции по Татарстану и за его пределы. Благодаря этим экспедициям были зафиксированы и сохранены уникальные образцы традиционного музыкального наследия мишар, кряшен, которые ждут научной публикации.


Талантливый композитор, фольклорист, педагог Шамиль Шарифуллин является сегодня одним из самых ярких представителей современной татарской музыки. Признанный в России и за ее пределами, он внес огромный вклад в национальную музыкальную культуру. Сочинения последних лет свидетельствуют о большом творческом потенциале мастера, продолжающего свой творческий поиск.


Танзиля АЛМАЗОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще