В минувшее воскресенье в Казани завершился VI Международный фестиваль современной музыки “Европа-Азия”.
Первое, что бросилось в глаза, вернее, донеслось до уха: европейской, западной музыки звучало несравненно больше, чем восточной. И дело даже не в том, что авторов и исполнителей из Европы приехало больше. Судя по лицам и именам участников фестиваля, Азия и Европа были представлены, пожалуй, поровну. И вместе с тем фестиваль “Европа-Азия” европеизируется, это факт. Вот, к примеру, представляют японского композитора Юкимаса Моримото и скрипачку Маки Итои, приехавших на фестиваль из Австрии. Приготовившись услышать нечто традиционно японское, вместо этого слышу… обычную музыку. Прошу разъяснить это самого композитора. Кроме родного японского Юки бегло говорит на английском и немецком. Оказывается, он уже двадцать лет живет в Европе, из них шесть – в Австрии.
– Сама посуди, – улыбаясь, сказал он, – я ношу джинсы, европейскую одежду, а не кимоно. Разве не естественно для меня сочинять европейскую музыку? И даже если японский музыкант играет японскую музыку на европейских инструментах, то музыка уже перестает быть чисто японской. Другое дело – качество музыки. Она может быть либо хорошей, либо плохой – и в Австрии, и в Японии, и в России. Когда я впервые услышал сочинения Софии Губайдулиной, то и предположить не мог, что она родом из Татарстана. Ее музыка не принадлежит какой-то одной нации, это просто музыка – и все.
Моримото на этом фестивале оказался не единственным, кто синтезирует в своей музыке различные стилевые и культурные традиции. Например, произведения корейских композиторов Чунг Сун До и Ким Джин Су тоже не имеют привычных восточных мотивов, в отличие, скажем, от музыки Косаку Ямада и Асами Хаттори. Традиционно звучали турецкая музыка в исполнении инструментального ансамбля из Анкары, индийская музыка для табла в исполнении артистичного и обаятельного Анил Дикшита. Кстати говоря, она не имеет ничего общего с той, которую мы привыкли слышать в индийских фильмах. При всей своей традиционности она имеет современное звучание, рассчитана на восприятие современной публики. Именно эта тенденция, на мой взгляд, и превалировала на прошедшем фестивале. Ее иллюстрацией также стали “Сак-Сок” Ильфата Давлетшина, “Гимны и песни Даларны” на мотив шведских народных песен в исполнении Агнетты Кристинсен (Дания) и другие произведения.
На концертах цикла “Панорама стилей” казанский зритель имел возможность познакомиться почти со всем, что есть нового и интересного сейчас в евразийской музыке. В этом году впервые состоялся концерт электроакустической и интерактивной музыки. Пожалуй, он вызвал наибольший интерес специалистов и слушателей. Хотя интерактивная музыка прочно вошла в нашу жизнь, ее “прикладной” характер – в сочетании со свето- и цветоэффектами, видеорядом и т.д. – пока воспринимается как чистый авангард и вызывает неоднозначное отношение – от восторга до скепсиса. К примеру, мультимедийные проекты молодого казанского композитора Радика Салимова (Татарстан и здесь не отстает!) пока больше востребованы за рубежом, их покупают американские, индийские студии.
Впрочем, интересно узнать впечатления о фестивале самих его участников и организаторов.
Зульфия РАУПОВА,
член Союза композиторов РТ (на фестивале состоялась премьера ее сочинения для двух валторн, литавр и фортепиано):
– Казанская композиторская школа – одна из самых сильных в России, после Москвы и Питера. И фестиваль еще раз это подтвердил. И мне тем более приятно, что в его концертах звучала и моя музыка. Для меня это прежде всего возможность творческого роста.
Маки ИТОИ,
скрипачка (Австрия):
– Это фестиваль высокого уровня. Жаль только, что публики было немного. И вместе с тем она вела себя довольно шумно. Все-таки музыка должна звучать в тишине…
Халис ЧАШКУРЛЫ,
солист хора народной музыки Министерства культуры и туризма Республики Турция:
-Участие в этом фестивале для нас огромная честь и радость. Мы единственные представляли здесь турецкую музыку. Хотелось бы и впредь принимать участие в фестивале “Европа-Азия”, приехать в Казань в полном составе (в нашем хоре 120 человек), потому что, я считаю, мы не смогли полностью передать слушателям все особенности, весь колорит нашей музыки. Если сравнивать “Европу-Азию” с другими международными фестивалями, то никакой разницы – уровень довольно высокий. Единственное, было заметно, что европейской музыки звучало больше.
Анил ДИКШИТ,
композитор и исполнитель на табла (Индия):
– Мне нравится атмосфера фестиваля, много участников из разных стран. Когда встречаются представители западной и восточной культуры – это прекрасно, значит, мы вместе, мы дружим. Эти связи очень важны.
Флера БИКЧУРИНА,
музыковед (Казань):
– Из тех произведений, что прозвучали на фестивале, все несут элемент главного – музыки. Очень интересна народная музыка: индийская, японская, корейская, татарская… Большое разнообразие стилей, и это радует. Из наших композиторов понравились Фарида Фаизова, Светлана Зорюкова. В их музыке чувствуются и новизна, и традиции. Ильфат Давлетшин, Виталий Харисов тоже представили интересную музыку. Очень хорошие впечатления остались от ансамбля Новой музыки под руководством Анны Волченко. Этот ансамбль, хотя и создан недавно, подает большие надежды.
Рашид КАЛИМУЛЛИН,
председатель правления Союза композиторов РТ, директор фестиваля “Европа-Азия”:
– Раньше, при советском строе, увлечение современной, авангардной музыкой не поощрялось. Но людей это не останавливало, ее привозили с Запада и слушали подпольно. А теперь мы имеем возможность познакомить наших слушателей со всем разнообразием современных музыкальных тенденций. На фестивале только Татарстан представляли 17 композиторов! И эту музыку не стыдно играть на любой европейской сцене. И в целом на нынешнем фестивале была представлена очень достойная музыка. Со многими произведениями мы знакомились заранее. Так, спектакль Александра Бакши “Из Красной книги” я видел в Москве. Один из главных его участников – пианист Алексей Любимов – сегодня очень востребованный и высокооплачиваемый музыкант, разъезжает с гастролями по всей Европе. Тем не менее он любезно согласился приехать в Казань, потому что у нашего фестиваля есть имя, есть международный авторитет. Сегодня фестиваль “Европа-Азия” – это бренд. Разумеется, во время организации такого масштабного мероприятия приходится сталкиваться с немалыми трудностями, но они забываются, когда слышишь такую музыку, видишь радостные, открытые лица участников и зрителей.
Рузия САФИУЛЛИНА.