С 23 по 28 марта в Казани прошли гастроли Нижнекамского татарского драматического театра. Искушенная казанская публика, которую, казалось бы, ничем уже не удивишь, всегда с живым интересом смотрит гастрольные постановки. Причем в зрительном зале много бывает как профессионалов – артистов, режиссеров, театральных критиков, так и тех, кто желает просто отдохнуть, вдохнуть “театральной атмосферы”. Нижнекамцы в этом смысле не стали исключением – все их спектакли шли при полном аншлаге.
Открытие гастролей состоялось в ТГАТ имени Г. Камала трагедией Хади Такташа “Сыны Земли”. Признаюсь, именно этот спектакль хотелось увидеть больше всего. Во-первых, это Хади Такташ, к творчеству талантливейшего татарского поэта невозможно оставаться равнодушным, оно волнует и еще долго будет волновать сердца. Во-вторых, в основе трагедии в стихах “Сыны Земли” лежит библейско-коранический сюжет, а именно история убийства Абила (Авеля) Кабилом (Каином), что само по себе ново и необычно для татарской сцены. И, разумеется, было любопытно, сумеет ли провинциальный театр “одолеть” это сложное, неоднозначное произведение.
По Такташу, трагедия Кабила прежде всего в том, что он сам жертва – злого рока и коварного Азазила. Дьявол, меняя свое обличье, правит миром, вмешивается в ход истории. Этим и подсказан центральный образ спектакля – символическое колесо истории, которое, вращаясь, являет миру то “отца народов”, то фюрера. Один из них и вручает Кабилу братоубийственный меч… Колесо истории очень походит и на мельничные жернова, где перемалываются людские судьбы. Конечно, не бог весть какая метафора, но, в принципе, доходчиво и наглядно. Единственное, спектаклю недостает внутреннего ритма, он идет несколько вяло, без должной, присущей Такташу динамики. А еще, к изумлению зрителей, Адам, Ева и другие библейские персонажи очень уж смахивают на обыкновенных крестьян – такие же приземленные. Но как бы то ни было спектакль этот – доказательство того, что главный режиссер театра Рустем Галиев – человек смелый, даже отважный. Не каждый решится на такой творческий эксперимент.
Далее гастроли нижнекамцев продолжились в помещении театра драмы и комедии имени К.Тинчурина. Работать на его исторической сцене – не менее ответственно, и понятно, что нижнекамцы испытывали волнение, которое не всегда могли скрыть. Актеры были скованны, напряжены. Во всяком случае, так мне показалось на спектаклях “Дни нашей юности” Туфана Миннуллина, “В ночь лунного затмения” Мустая Карима и “Бергенэм-Голгенэм” (“Единственная”) по пьесе Мукарама Садыкова. Возможно, и сам драматургический материал не всегда позволял им, что называется, развернуться. Например, искренне хотелось понять, о чем идет речь в “Бергенэм-Голгенэм”. Подозреваю, хотелось не мне одной. Когда спектакль закончился, было такое ощущение, что артистам просто надоело участвовать в этом бесконечном и невнятном действии.
Многое познается в сравнении. Но в искусстве не все можно оценить по простому критерию “плохо-хорошо”. У каждого театра свой зритель, свой ареал и даже атмосфера своя, только ему свойственная. И пусть театров будет много и разных. Замечательно, что и в Нижнекамске появился свой драматический театр. Ему всего лишь 15 лет, и от души хочется пожелать ему хороших пьес, оригинальных постановок, творческого мастерства.
Рузия САФИУЛЛИНА.