Недавно мы простились с Рашитом Абдуллиным, одним из самых талантливых композиторов Татарстана среднего поколения. Он ушел от нас в расцвете сил, будучи на пороге новых творческих замыслов…
Рашит Абдуллин умело сочетал в своем творчестве интерес к академическим жанрам и эстрадной песне. Не знала границ его любовь к татарскому народному творчеству, о котором он, кажется, знал все. Он досконально изучил “биографию” первой татарской театральной труппы “Сайяр” и назвал этим именем первый татарский вокально-инструментальный ансамбль, созданный им вместе с музыкантами-единомышленниками в 1972 году.
Люди среднего поколения хорошо помнят ВИА “Сайяр”, пользовавшийся огромной популярностью в республике. Он был лауреатом многих музыкальных конкурсов. Обработки народных песен и песен татарских композиторов, созданные руководителем ансамбля, композитором Абдуллиным, стали подлинным открытием для татарской музыки. За годы существования ансамбль побывал с концертами во всех уголках СССР, выезжал на гастроли в Болгарию, Югославию, Румынию, Италию, на Мальту и в Нигерию.
Многие участники ансамбля стали впоследствии известными музыкантами. Это певец Ренат Ибрагимов, дирижер Рустем Заляй, композитор Рустам Зарипов, скрипач Марат Зарипов.
14 декабря 2002 года в Казани с большим успехом прошел организованный Рашитом Абдуллиным концерт, посвященный 30-летнему юбилею ансамбля “Сайяр”.
Широкую популярность получили песни композитора “Ватаным”, “Сагыну”, “Тесле жыр”, “Егерме миллион” на стихи Разиля Валеева, “Алтын балык” на стихи Роберта Миннуллина, “Хэтер” на стихи Равиля Файзуллина… Диск с лучшими песнями Рашита Абдуллина в исполнении Рената Ибрагимова был записан на Всесоюзной фирме “Мелодия”.
Композитор Абдуллин – автор первого национального многосерийного детского мюзикла “Мрау-батыр” по одноименной сказке Наки Исанбета.
Большой резонанс во второй половине 80-х годов получили спектакли ТГАТ им.К.Камала “Колыбельная”, “Три аршина земли”, “Плаха” с образной, динамичной музыкой Рашита Абдуллина, которая сыграла значительную роль в драматургии этих спектаклей.
В начале девяностых годов, будучи уже известным автором-исполнителем, Рашит Абдуллин неожиданно обращается к академическому вокалу. Его репертуар был довольно обширен – старинные русские романсы, народные русские, татарские и цыганские песни, романсы Глинки, Чайковского, Рахманинова, арии из опер. Ярким событием музыкальной жизни Казани стало исполнение Абдуллиным в ансамбле с народной артисткой РТ М.Коварской вокального цикла Ф.Шуберта “Прекрасная мельничиха”.
“Вокал-Арт” – так называется творческое объединение, учрежденное в 2000 году композитором для оказания содействия в творческом росте молодым вокалистам. В этом объединении под художественным руководством Рашита Абдуллина была осуществлена постановка оперы Моцарта “Дон Жуан” в концертном исполнении. Одну из главных партий в сопровождении Государственного симфонического оркестра РТ спел сам Рашит Абдуллин. Тепло была встречена слушателями и концертная постановка оперы американского композитора Дж.Гершвина “Порги и Бесс”.
Рашит Абдуллин находился в постоянном творческом поиске. Им написано около двухсот песен, которые вошли в репертуар ведущих эстрадных исполнителей республики, а также часто звучали в великолепном авторском исполнении.
У него были большие планы на будущее. Рашит работал над созданием татарского мюзикла и национальной оперы на исторический сюжет. Он готовил обращение на имя президентов России и Татарстана с просьбой ввести почетные звания “Заслуженный композитор” и “Народный композитор”, полагая, что присваиваемое маститым композиторам звание “Народный артист” не раскрывает сути их профессии. Не успел…
В записной книжке композитора сохранилась запись поэтических строк великого Тукая: “Лишь служение народу признаю за счастье я, в этом лучшая отрада, сладость жизни для меня”. Рашит Абдуллин смело мог отнести эти слова и к себе.
Разиль ВАЛЕЕВ.